Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ТОМАС СТЕРНС ЭЛИОТ (THOMAS STEARNS ELIOT. 18881965)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—один из крупнейших поэтов и литературных критиков XX в. Родился в США. после Первой мировой войны переехал в Европу,в 1927 г. принял британское подданство,умер в Англии и погребен в Уголке поэта Вестминстерского аббатства. Ранняялирика Элиота проникнута бунтарскими мотивами неприятия буржуазногомиропорядка (сборник «Пруфрок и другие наблюдения», 1917); «реалии» буржуазной цивилизации предстают в его гротескномизображении уродливыми, пошлыми, лишенными человеческого содержания, а те, ктоследует законам этой цивилизации, — людьми,обреченными на гибель (поэма «Полые люди»,1925). В поэме «Бесплодная земля» (1922) иссушеннаямертвая пустыня, тщетно взывающая о жизнетворной воде, становится символом глубокогокризиса, переживаемого Западом, исчерпавшим свои исторические возможности иутратившим духовное наследие предков. Прихотливая композиция поэмы,построенная на свободном варьировании ассоциаций из античной, древнеиндийской ихристианской мифологии и гротескно-ироническом обыгрывании образов и отдельныхстрок из произведений мировой поэзии, позволяет автору сопоставить прошлое,существующее и идеал. Начиная с поэтической сюиты «Пепельная среда» (1930), Элиот вершит нравственный суд надсовременностью, опираясь на общечеловеческие моральные ценности, закрепленныедля него в христианстве (в 1927 г. поэтстал англокатоликом). В этой сюите на первый план выступают философские темыжизни и смерти, величия духовного начала в человеке, его долга перед ушедшимипоколениями, перед родной землей. Дальнейшее развитие эти темы получают впоздней поэзии Элиота, вершины которой — сюита«Четыре квартета» (1936—1942) ипатриотическое стихотворение «На оборону островов». Элиот существеннореформировал и обогатил английское стихосложение, создав свой неповторимыйстиль, смело соединив разнородные элементы в поэтический контрапункт.«Вульгарная», «уличная» лексика и разговорная речь новаторски сочетаются уЭлиота с высокими реминисценциями, парафразами и цитатами из областиклассической мифологии, литературы и искусства; философские обобщения вырастаютиз четкого, лаконичного и чувственного «вещного» изображения предметов иявлений материального мира; объективизированное подчас до сокрытия «авторскогоголоса» поэтическое изложение перебивается или переходит в исповедальныепассажи пронзительной лирической силы, что особенно характерно для «Четырехквартетов». В рамках одного и того же поэтического произведения Элиот свободнооперирует рифмованным силлабо-тоническим стихом, белым стихом и верлибром,организованным посредством внутренних рифм и выверенного ритма. Элиот требовалот поэта освоения и сознательного следования многовековой культурной и литературнойтрадиции, недопущения субъективного произвола в трактовке поэтической темы,строгой дисциплины мысли и чувства. Он критиковал романтиков за субъективностьи неупорядоченность поэтических «страстей» и, напротив, высоко ценил Данте,поэтов-слизаветинцев и особенно Джона Донна, считая их творчество образцомпоэтического искусства. Элиот даже предпринял в общем интересную, хотя ималоперспективную попытку обновить в условиях XXв. традиционный жанр елизаветинцев —драму в стихах. Представления Элиота о высокой миссии поэта — хранить, приумножать и передавать новымпоколениям воплощенное в Слове наследие национальной и мировой культуры — позволили ему в работе «Заметки копределению культуры» (1948) одним изпервых на Западе распознать реальную опасность «омассовления» культуры иискусства. Творчество Элиота оказало большое воздействие на развитиесовременной поэзии в странах английского языка.

ПроизведенияБесплоднаяземля: Избранные стихотворения и поэмы /Пер. А.Сергеева; Предисл. Я.Засурского: Рея и примеч. В.Муравьева.— М.:Прогресс, 1971.— 187 с.; Избранная поэзия / Сост. и вступ. ст. Л. Аринштейна.— СПб.:Северо-Запад, 1994.— 446 с.— (Текстпарал. на рус. и англ. яз.);

[Стихотворения].— В кн.:Антология новой английской поэзии, Л.. 1937,с. 343—356; [Стихотвопения].— В кн.:Западноевропейская поэзия XX века. М.,1977, с. 73—78. The complete poems and plays.— London:Faber a. Faber, 1969; On poetry andpoets.— London: Faber a Faber, 1957.— 262p.; Selected essays.— London: Faber a. Faber,1969.— 516 p.

Литература

Ивашева В. В. Поэты-имажисты иначало творческой деятельности Т. С. Элиота.— В кн.: Ивашева В. В. Английскаялитература: XX век, М., 1967, с. 67—78;Мортон А. Л. Т.С.Элиот в моей жизни.— В кн.: Мортон А. Л. От Мэлори до Элиота,М., 1970, с. 216—233. Gardner Н. The art of Т. S. Eliot.— London: Faber a. Faber, 1972.— 185 p.; Williamson G. A. Reader's guideto T. S. Eliot.— 2nd ed. — London: Thames a. Hudson, 1971.— 270 p.