Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ТОМАС ВУЛФ (THOMAS WOLFE 19001938)

ЛИТЕРАТУРА США

—писатель, литературная деятельность которого продолжалась немногим болеедесятилетия, но в истории литературы США он успел занять заметное место. Вулфпринадлежит к числу тех художников, истинные масштабы творчества которыхстановятся очевиднее с течением времени. Ныне имя его справедливо связано сплеядой крупнейших писателей, сформировавших американскую прозу в 1920—30-х гг.,— от Шервуда Андерсона до молодого Фолкнера. Томас Вулф родился и выросв Эшвилле, штат Северная Каролина. Окончив университет, он переселился вНью-Йорк, зарабатывал преподаванием, совершил несколько длительных поездок вЕвропу — Францию и Германию. Еще состуденческих лет литература стала призванием Вулфа, делом, которому онотдавался с настойчивой энергией, преодолевая препятствия и неудачи. С помощьюМ. Перкинса, редактора издательства «Скрибнер», Вулф доработал свой первыйроман «Взгляни на дом свой, ангел», ранее отвергнутый несколькимииздательствами. В 1929 г. книга вышла всвет. Молодой писатель приобрел некоторую известность и материальнуюнезависимость, но творческая жизнь его проходила трудно до самого конца. Всамой щедрости, изобилии таланта Вулфа таилась опасность той чрезмерности,которая мешает художнику произвести отбор материала, придать ему законченнуюформу. В сущности Вулф всю жизнь писал одну колоссальную «Книгу», стремясьвобрать в нее всю Америку с ее прошлым и настоящим, городами — большими и малыми — и дикой природой, социальными катастрофами и кипениемчеловеческих страстей. Вулф успел завершить и опубликовать, кроме первогоромана, только одно Произведение этого грандиозного цикла — книгу «О времени и о реке» (1935); две другие — «Паутина и скала» (1939) и«Домой

возврата нет» (1940) — были подготовлены к печати всоответствии с авторским планом его редакторами и изданы посмертно, как исборники его рассказов и фрагментов. Начиная с «Паутины и скалы» главномугерою, писателю, даны новые имя и внешность (из великана Юджина Ганта онпревращается в коротышку Джорджа Уэббера), однако, несмотря на некоторыеповторы, все четыре романа образуют целостное жизнеописание и носят явно автобиографическийхарактер. Но этим далеко не исчерпывается их смысл и значение. Томасу Вулфудействительно удалось создать «портрет» своей Америки, сочетая лирическийпафос, полнокровный реализм и жестокую иронию сатирика. В этих книгахзапечатлены картины социального и морально-психологического бытия Америки (иотчасти Франции и Германии) с начала XXв. вплоть до кануна Второй мировой войны, которую Вулф предвидел, с болью игневом следя за усилением фашизма в Европе. В последней книге Вулф устамисвоего героя отвергает позицию духовного невмешательства, отстранения отсоциальных зол, покорности судьбе. Он горячо верит, что «настоящее открытиеАмерики еще впереди».

Взгляни на дом свой, ангел(Look homeward,angel.1929)

—прежде всего «роман воспитания», раскрывающий извилистые пути духовного ростанеобычайно одаренного и очень одинокого в своей среде ребенка. История детства,отрочества и юности Юджина Ганта из вымышленного южного городка Алтамонта, сынарезчика по камню и хозяйки пансиона, вплотную следует за событиями жизниавтора. Но сила фантазии художника преображает действительность, неизмеримоусиливая, укрупняя и поэтически обобщая жизненные факты. Юджина гнетет и вместес тем властно притягивает к себе его большая семья, неблагополучная, нопо-своему яркая: отец — широкаяартистическая натура, пьяница и буян; мать —неустанная труженица и скопидомка, очерствевшая в погоне за выгодой; братья исестры, в общем чуждые мальчику, кроме самого старшего. Вена, трагически раноумершего. Если образ Юджина отмечен чертами некоторой романтическойприподнятости (не исключающей добродушной иронии), то окружение его, нравыАлтамонта и университетского Пулпит-Хилла, где проходят студенческие годыгероя, показаны вполне реалистически, с психологической проницательностью июмором. Т. Вулф назвал этот роман «самой автобиографической из своих книг». Нопонятие автобиографичности всегда было для него очень широким. Второй — эпический —план повествования связан со стремлением писателя обнажить от самых корней иистоков «историю погребенной жизни» своего рода, своих земляков и их предков.

Домойвозвратанет(You can't go home again. 1940)

—последнее произведение Вулфа, завершающее четырехтомную эпопею. Этот романзанимает особое место в его писательской биографии. В нем запечатлен важнейшийповорот в духовной истории героя и стоящего за ним автора — от «глобального романтизма» и эгоцентричное™сосредоточенного на своем творчестве художника до чувства прямой причастности ксуровой реальности социально-политической борьбы в современном мире.Повествование о Джордже Уэббере, «преемнике» Юджина Ганта — героя первых двух книг эпопеи, Вулф начинаетздесь с 1929 г., с возвращения молодогописателя Уэббера в США из длительного путешествия по Европе. Действие романаохватывает первую половину 30-х гг. — этогоды жесточайшего экономического кризиса в США, укрепления фашистского режима вГермании, все более близкой угрозы новой мировой войны. Личная судьба ДжорджаУэббера, его духовные и идейные поиски теснейшим образом связаны с историческимиколлизиями этого времени. Разрыв с художницей Эстер Джек, женщиной, сыгравшейогромную роль в жизни Уэббера, в значительной мере вызван его нарастающейвраждебностью к «светскому обществу» богатых бездельников, бизнесменов иэстетствующих болтунов, к которому принадлежит и Эстер, жена крупного дельца.Уэббер посещает свой родной город Либиа-Хилл, парализованный кризисом, а когдаэкономика в стране несколько стабилизируется, уезжает в Германию, где его знаюти ценят как писателя. Далеко не сразу осознает Уэббер, издавна привязанный кнемецкой культуре, зловещий характер перемен, произошедших на родине Гёте иБетховена. Трудный, сложный путь прозрения героя отражает путь самого Вулфа,который медленно освобождался от некоторых иллюзий и долго не хотел видетьтого, что было уже известным фактом. Последняя поездка Вулфа в гитлеровскуюГерманию в 1936 г. оказалась в этом планерешающей: боль и гнев звучат в финале романа, а заключительное письмо Уэбберадругу воспринимается как декларация художника и гражданина, декларацияпредельно искренняя и страстная, зовущая к борьбе против всех форм социальногозла и бесчеловечности.

Произведения

Взгляни на дом свой, ангел:История погребенной жизни / Пер. И.Гуровой, Т. Ивановой; Предисл. И.Левидовой.— М.: Худож. лит., 1971.— 671 с.; Домой возврата нет / Пер. Н.Галь, Р.Облонской;

Послесл. А.Зверева.— М.: Худож.лит., 1977.— 733 с.; Жажда творчества:Художественная публицистика / Сост.,авт. предисл. и коммент. В.М.Толмачев.— М.: Прогресс, 1989.— 407 с.; Паутина земли; Смерть — гордая сестра / Пер. В.Голыщева; Послесл. Д.Урнова.— Иностр. лит.,1971, № 7, с. 151—221; ПортретБаскома Хока: Повесть; Рассказы / Сост. ипредисл. М.Ландора.— М.:

Известия, 1987. - 256с. Look homeward, angel: A story of the buried life.—NewYork: The Modern libr., 1929.— 626 p.;Of time and the river: A legend of man's hunger inhis youth.—New York: Scribner,1935.— X, 912 p.; The web and the rock. — New York; London: Harper, 1939. —VIII, 695 p.; You can't go home again. — GardenCity, New York: Sun dial press, 1942. — 743p.

Литература

Анастасьев Н. Фауст не умирает.—Вопр. лит., 1967, № 4, с. 87—105; Ландор М. Томас Вулф.— Иностр. лит., 1971, № 10, с.232—242; Лидский Ю. Томас Вулф.— В кн.: Лидский Ю. Очерки обамериканских писателях XX века, Киев, 1968, с.116—159. Donald D. H.Look homeward: A life of Thomas Wolfe. -Boston: Little, Brown, 1987. - 579 p.; McElderry В. A. Thomas Wolfe.-New York: Twayne, 1964.- 207 p.; Tumbull A. Thomas Wolfe: A biography,-New York: Scribner, 1968.- X, 374 p.