Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ТИРСО ДЕ МОЛИНА (TIRSO DE MOLINA. 15811648)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— псевдоним ГабриэляТельеса, комедиографа, принадлежавшего к прославленной драматургической школеЛопе де Веги. Сведения о его жизни немногочисленны. В 1617—1618 гг. он попоручению католического ордена мерсенариев, к которому принадлежал, совершилпутешествие в Америку, получил звание магистра богословия. Литературнаядеятельность навлекла на него гнев католической церкви, в 1625 г. он был«отлучен от писания комедий» и сослан в далекий провинциальный монастырь, что,однако, не помешало ему до конца жизни оставаться верным своему призванию.Драматургическая манера Тирсо де Молины характеризуется мастерством интриги,которая часто приобретает самодовлеющее значение. В его творчестве утрачиваютсяглубина и яркость характеристик персонажей, присущие Лопе де Веге, иослабляется психологическая мотивировка их поступков, отличающая комедии Руисаде Аларкона. Кроме комедий, перу Тирсо принадлежат пьесырелигиозно-философского содержания. В 1621 г. писатель выпустил том своихпроизведений под названием «Толедские виллы»; в него вошли лирические стихи,пьесы и новеллы. Наиболее популярными стали его комедии интриги, и в этом жанреон создал ряд замечательных произведений, сыгравших большую роль в историимировой культуры и доныне сохранивших художественную ценность.

Дон Хиль — Зеленые штаны(Don Gil de las calzasverdes. 1614—1615)

— история борьбыобольщенной девушки за свою честь — сюжет, характерный для испанской «комедииплаща и шпаги». Знатная, но небогатая донья Хуанита, покинутая возлюбленным —доном Мартином, отправляется вслед за ним в Мадрид, чтобы помешать ему женитьсяна богатой невесте. Она переодевается в мужское платье и принимает имя донХиль. С этого момента пьеса превращается в замысловатую драматургическуюголоволомку. Действие заканчивается полной победой героини и счастливойсвадьбой.

Севильский озорник, или Каменный гость(El burlador de Sevilla o Elconvidado de piedra. 1630)

— первая обработканародной легенды о севильском озорнике. Тирсо де Молина создал сюжет, которыйпозже неоднократно перерабатывался в европейской литературе. Дон Хуан в комедииТирсо выведен развратником и циником, который задумал украсть невесту у своегодруга. Пробравшись к ней под видом жениха, он встречает командора, ее отца, иубивает его. Издеваясь над памятью убитого, дон Хуан приглашает его статуюотужинать с ним. В ответ статуя просит его к себе, и когда дон Хуан, не слушаяуговоров своего слуги Каталинона, является в церковь к гробнице командора, тогибнет, провалившись в преисподнюю. Образ дона Хуана неоднозначен: его отвага,жизнерадостность и кипучая энергия вызывают симпатию, но автор резко осуждаетего легкомыслие и аморальность.

Произведения

Комедии: В 2 т. /Сост. В.Столбова; Вступ. ст. В.Силюнаса.— М.: Искусство, 1969; Толедские виллы / Пер. и коммент.Е.Лысенко; Предисл. Н.Томашевского. — М.: Худож. лит., 1972. — 319 с. Obrasdramáticas completas: En 3 t. / Ed. crítica de B. de losRíos. — Madrid Aguilar, 1946—1958.

Литература

Кржевский Б. А.Тирсо де Молина (1571—1648); Тирсо де Молина и Лопе де Вега; Источниккомедии Тирсо де Молины «Из Толедо в Мадрид». — В кн.: Кржевский Б. А. Статьи озарубежной литературе, М.; Л., 1960, с. 100—207. Maurel S. L'universdramatique deTirso de Molina:These. Paris, 1971. — 621 p.; Studi tirsiani. — Milano: Feltrinelli, 1958. — 188 p.; Tirso de Molina; Ensayos sobre labiografía y la obra del padre Gabriel Téllez.- Madrid, 1949.-XXIII, 931 p.