Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ТИБОР ДЕРИ (DÉRY TIBOR. 18941977)

ЛИТЕРАТУРА ВЕНГРИИ

— родился в семье крупногофабриканта. Образование получил в Будапеште и за границей. Как литераторвпервые обратил на себя внимание повестью «Лия» (1917). В 1918—1919 гг.примкнул к рабочему движению, стал членом компартии, участвовал в революционныхсобытиях 1919 г. После разгрома Советской республики эмигрировал на Запад; напротяжении 20—30-х гг. жил то за границей (Австрия, Италия, Югославия, Германияи т. д.), то на родине. Публиковался в авангардистских изданиях; роман «Двойнойкрик» (1922) несет на себе печать влияния экспрессионизма; пьесы«Младенец-гигант» (1926; опубл. 1967), «Маленькая семья, или Что у вас на завтрак?» (1926; опубл. 1969) идр., а также стихотворения (сборники «Лошадь, пшеница, человек», 1922; «Онипоют и умирают», 1928) написаны в дадаистско-сюрреалистическом ключе. В 30-егг. осваивает реалистическую манеру, обогащая ее опытом великих новаторов XX в.: Ф. Кафки, М Пруста, Т.Манна.С 1934 г. работает над главным произведением своей жизни — романом«Незаконченная фраза» (опубл. 1947). После 1945 г. вновь вступил в компартию. В50-х гг. все больше проникался сомнениями в том, что коммунистическая властьспособна обеспечить народу те сияющие перспективы, обещаниями которых былиполны речи вождей. Эти его настроения отразились в повести «Ники» (1955),рассказах (напр., «Любовь», опубл. 1963), сатирических комедиях 50-х гг.Руководство культурной политикой подвергло резкой критике его новые произведения:роман «Ответ» (1950) и др. Дери становится активным участником писательскихвыступлений против режима Ракоши, которые сыграли немалую роль в духовнойподготовке революционных событий 1956 г. В 1957 г. писатель был осужден на 9лет тюрьмы; в 1960 г. амнистирован. В тюрьме написал роман-параболу «Г-н Г. А.в гор. X» (опубл. 1964). 60—70-е гг.— период высокой творческойактивности; Дери создает произведения аллегорического плана («Предающийанафеме», 1965; «Одноухий», 1975), лирические мемуары («Приговора не будет»,1968), философскую повесть («Воображаемый репортаж об одном американскомпоп-фестивале», 1971). Лирическая повесть «Милый бо-пэр..!» (1973) содержитмотивы прощания со всем прекрасным и добрым, что было в жизни. Наконец,несколько книг дневниково-публицистических заметок и размышлений («Наслоениядней», 1972; «Новые наслоения дней», 1975 и 1978) подводят итог богатойтворческой жизни Т. Дери.

Незаконченная фраза(Abefegezetlen mondat. 1947)

— роман одновременно лирический,социальный и философский. В нем дана широкая панорама жизни венгерскогообщества 20—30-х гг. XX в., представлены едва ли не все слои городского населения,от верхних «десяти тысяч» до задавленных нищетой и бесправием рабочих и ихсемей. Между этими враждебными друг другу лагерями мечется, не находя себеместа, сын фабриканта Лёринц Парцен-Надь: благородство души и нравственныеубеждения влекут его к «униженным и оскорбленным», узы крови, воспитание,привычки — к высшему слою. Став случайным свидетелем преступления (светскийхлюст убивает рабочего), Лёринц пытается облегчить участь семьи убитого; ондаже переселяется в населенный беднотой дом, где тот жил, потом стараетсязавоевать расположение Петера, братишки погибшего, и поселяет его у себя.Лёринц терпит полный крах: рабочие, словно чувствуя противоестественность егоповедения, отвергают его. Правда, этот эпизод в жизни Лёринца дает емувозможность испытать большую любовь: он знакомится и сближается с Эви Краус,танцовщицей и революционеркой. В конце концов Эви тоже отталкивает его: ее душа,ее разум слишком заполнены классовыми предрассудками, Лёринц для нее — непросто не пара, он как бы и не вполне человек. И все-таки, пусть с другиммужчиной (тоже из «чужого» класса), Эви дано узнать настоящую любовь, котораяне признает классовых барьеров. А Лёринц, бросив свои попытки «опрощения»,живет своей, а не заимствованной жизнью: ведь человеком можно оставаться влюбой социальной прослойке, душевная, духовная суть не зависит отимущественного и социального положения. Дери, как показывает его роман, задолгодо своего разочарования в социалистической доктрине интуитивно, как это частобывает с большими художниками, осознал приоритет человеческого над классовым,которое в лучшем случае ограничивает человеческое, в худшем — уничтожает его.

Произведения

Воображаемый репортаж об одномамериканском поп-фестивале; Ники / Пер. О. Россиянова, Е.Малыхиной. — М.:Худож. лит., 1989.— 190 с.; Избранное / Сост. В. Середа; Послесл. Д. Тота. —М.: Худож. лит., 1983.— 349 с., Милый бо-пэр..! / Пер. Е. Малыхиной; Предисл.И.Добози.— М.: Прогресс, 1980.— 135 с.; Ответ / Пер. Е. Малыхиной; Вступ. ст.Л.Иллеша.— М.: Худож. лит., 1974.— 859с. Abefejezetlen mondat.— 6-ik kiad.: Köt. 1—2.— Budapest:Szépirodalmi könyvkiadó, 1976; Felelet:Köt. 1 — 2.— Budapest:Szépirodalmi könyvkiadó, 1973; A felhöállatok. —Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1976.— 286ol.; G. A. úr X.— Budapest:Szépirodalmi könyvkiadó, 1983.— 586ol.; Kedves bópeer..! — Budapest:Szépirodalmi könyvkiadó, 1973.— 207ol.; A kiközösítő.— Budapest: Szépirodalmikönyvkiadó, 1987.— 465 ol.; Niki:Kisregények.— Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1977.—433 ol.

ЛитератураSzalaiA. Csereforgalom: Magány és közösségDéry Tibor regényeiben. — Budapest:Szépirodalmi könyvkiadó, 1982. —182 ol.; Ungvári T. Déry Tibor alkotásaiés vallomásai tükrében.— Budapest:Szépirodalmi konyvkiadó, 1973.- 327 ol.