Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ТЕОДОР ШТОРМ (THEODOR STORM. 18171888)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— новеллист второй половины XIXв., был типичным представителем так называемого регионального направления(областничества) в немецкой литературе. Для писателей-областников характерныизображение жизни отдельных регионов Германии, воспевание патриархального быта,неприятие жизни промышленных городов, пристальное внимание к душевному мирумаленького человека, любование милыми сердцу мелочами. Адвокат по образованию,Шторм принимал участие в политической жизни и приветствовал революцию 1848 г.Но, как и многие немецкие интеллигенты, после поражения революции довольноскоро отошел от общественной жизни. Писатель становится выразителем идеипровинциальной обособленности, тихого уюта, семейного очага. Созерцательность,идеализация патриархального прошлого, меланхолическая грусть — характерныечерты творчества «областнических реалистов» — в полной мере присущи и Шторму.Шторм известен не только как прозаик, но и как одаренный поэт, широкоиспользовавший в своих стихах традиции народной песенной поэзии. Сборник еголирики, вышедший в 1852 г., включал такие стихи, как «Элизабет», «Песенкауличной арфистки», «Соловей», «Прошло время» и др., ставшие впоследствиинародными песнями.

Иммензее (Immensee.1849)

— новелла, в которой намеченыосновные темы многих произведений Шторма — детская привязанность, перешедшая влюбовь, разлука, грусть о несостоявшемся счастье, тоска о настоящихчеловеческих чувствах. Рейнгард и Елизавета растут вместе в маленьком городке.Рейнгард сочиняет стихи и волшебные сказки. Он уезжает учиться в университет, иЕлизавета ждет его, но вскоре, уступая желаниям матери, выходит замуж задругого. Ее муж — богатый владелец имения возле озера Иммензее. Это человек,лишенный душевной чуткости и тонкости, и Елизавета с ним глубоко несчастна.Проходят годы, возвращается Рейнгард. Он и Елизавета по-прежнему любят другдруга, но в их судьбах уже ничего нельзя изменить.

Поль-кукольник (Pole Poppenspäler. 1873-1874)

— новелла, в которой с особойотчетливостью звучит столь излюбленная Штормом тема чистоты постоянства иглубины чувства. Почтенные ремесленники, живущие в труде и довольстве, вспоминают свои молодые годы.Вспоминают они и бродячий кукольный театр, произведший такое огромноевпечатление на Пауля Паульсена, от лица которого ведется рассказ. Пауль — тогдаон был маленьким мальчиком — подружился с дочерью кукольника, хорошенькойЛизль. Проходит двенадцать лет. Подмастерье Пауль опять встречается с Лизль,однако в трагическую для нее минуту: отец Лизль безвинно попал в тюрьму, онаостается одна, без пристанища, в чужом городе. Пауль восстанавливаетсправедливость, женится на Лизль и берет в свой дом ее отца.

Всадник на белой лошади (DerSchimmelreiter. 1888)

— лучшая новелла Шторма, вжанровом отношении близка к повести. В ней с особенной полнотой проявилосьмастерство автора — бытописателя и тонкого психолога. Шторм создает образчеловека из народа, сильного, воодушевленного заботой об общественном благе ипогибающего в столкновении с косной и темной средой. Название повести связанос легендой о всаднике на белом коне, которую Шторм использует в качествеобрамляющего рассказа. Этот стилистический прием Шторм применяет достаточночасто. Хаук Хайен, сын бедных крестьян, самоучка, становится строителем плотиныв родной деревне. Он отдает этому делу всю энергию, мечтая уберечь односельчанот наводнений, но наталкивается на сопротивление корыстных и тупыхруководителей общины. Плотина еще не достроена, когда на море разыгрываетсянебывалой силы буря. Крестьяне по приказу совета общины разбирают сооружениеХаука. Тщетно пытается он удержать их от безумной затеи. Море прорывает старуюплотину, и в его волнах тонут жена и ребенок Хаука. Вслед за ними погибает исам Хаук, ставший жертвой невежества, корыстолюбия и злобы.

Произведения

Новеллы: В 2 т. / Сост., вступ.ст. и примеч. Е. П. Брандиса. — М.: Худож. лит., 1965. Werke: In 2 Bd. /Ausgew. und eingel. v. P. Goldammer.— Berlin; Weimar: Volksverl., 1965;Immensee (und andere Novellen).—Berlin: Neues Leben, 1963.— 351 S.;Pole Poppenspäler:Erzählungen.— Leipzig: Insel-Verl., 1954.— 71 S.;Der Schimmelreiter: Novelle,— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1964.—150 S.

Литература

Манн Т. Теодор Шторм.— В кн.: МаннТ. Собрание сочинений: В 10 т., т. 10, М., 1961, с. 14—36. BöttgerF. Theodor Storm in seiner Zeit.— Berlin: Verl. d. Nation, 1958.—399 S.; Goldammer P. Theodor Storm. Eine Einl. in Leben undWerk.— Leipzig: Reclam, 1968.— 244 S.; Schuster I.Theodor Storm: Die zeitkrit. Dimension seiner Novellen.— 2.Aufl.—Bonn:Bouvier, 1985.— 198 S.