Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ТАРЬЕЙ BECOC (TARJEI VESAAS. 18971970)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— прозаик, поэт,драматург. Родился в крестьянской семье в Телемарке, закончил народныйуниверситет в Воссе, писал на лансмоле. Оригинальные произведения, рожденныеего самобытным талантом, существенно обогатили духовную жизнь Скандинавии, былипереведены на многие иностранные языки и нашли признание в других странах. Онпрошел большой жизненный и творческий путь, отправной точкой которого былародная усадьба, олицетворявшая для него все неповторимое своеобразие норвежскойприроды и глубоко национальные особенности быта жителей этого края, а сутью — изображение человека в его сложных,противоречивых нравственных исканиях,имеющее общечеловеческую направленность и значимость. Среди книг довоенного периода (первый роман«Дети человеческие» увидел свет в 1923 г.) выделяются «Вестник Хусклунд»(1924), тетралогия о Класс Дюренгодте (1930—1938), «Сандаловое дерево» (1933) и«Великая игра». 1940 г. стал для Т. Весоса переломным. Оккупация Норвегии — «нечтоневозможное и ужасное» — заставила его «писать по-другому». Непосредственнотеме фашизма посвящены романы «Росток» (изданв 1946 г.)и «Дом во тьме» (1945).В последующие годы поиск писателембольшей содержательной выразительности приводит к нарастанию условностихудожественных приемов и дальнейшему усилению в его книгах символическогоначала: «Башня» (1948), «Птицы», «Ледяной замок», «Мосты» (1966). Кромероманов, стихотворений, Т. Весос писал рассказы, вошедшие в сборники «Колоколна холме» (1929), «Ветры» (1952), «Прекрасный день» (1959) и др. Тематическиего романы и новеллы близки и как бы взаимно дополняют друг друга.

Великаяигра(Det store spelet. 1934)

— своеобразный«роман воспитания», рассказывающий о становлении Пера Буфаста, будущего хозяинабедной усадьбы. Его отец, немногословный истый труженик, в поте лица своегодобывал хлеб насущный и надорвался: «Тяжелый труд. Долги. Заботы». Земля (сутьсама природа, органической частью которой он был) приняла его тело, а сынпринял на свои все более крепнущие плечи бесчисленные крестьянские заботы.Мучивший Пера все предыдущие годы протест против уклада сельской жизни —извечного, порой жестокого в своем неумолимом движении от рождения к смерти,неотъемлемого от естественно повторяющихся природных процессов, уступает местозрелому восприятию мира: «Перу казалось, что он сливается с землей... Теперь онцеликом и полностью участвовал в великой игре». Начался новый цикл, еще один вбесконечной череде...

Птицы(Fuglane. 1957)

— роман, относящийсяк другому периоду творчества Т. Весоса. Зрелость мастера, умудренного тяжелымопытом прожитых лет, выявилась в значительно более глубоком символическом наполнениисозданных им образов. Вновь излюбленная тема — взаимоотношения людей в их неразрывнойсвязи с природой,— но решение совершенно иное. Главный герой Маттис наделен способностьюнеобычайно тонко воспринимать мир растений и птиц, улавливать в нем тайныезнаки грядущих перемен, ощущать свое родство с природой и одновременноиспытывать неудержимый страх перед ее грозными силами. Он бесконечно добр иотзывчив, по-своему мудр, но в мире других, «нормальных» людей предстаетслабоумным, нелепым дурачком, не способным ни к какому труду, тяжкой обузой длясвоей сестры. Все это он сознает и глубоко страдает. Его личные, субъективныепротиворечия — суть проекция реального разлада современного мира — обусловливаюттрагический финал: Маттис, не видя иного выхода, уходит из жизни: «На пустынномозере его крик прозвучал, словно крик неведомой птицы».

Ледяной замок(Isslottet. 1963)

— повесть, погружающая читателя в глубины человеческойличности, где в многозначной символической форме отражаются острые социальныепроблемы современного «общества потребления». Взрослый мир увиден глазамиодиннадцатилетней девочки Сисс (опять использован прием остранения), котораявсей душой тянется к своей сокласснице сироте Унн. Они такие разные, новнутренне нужны друг другу как две стороны одной личности. Их дружбе(своеобразному гармоничному слиянию этих сторон), которая могла бы стать ихубежищем во враждебном мире, не суждено осуществиться. Хрупкая натура Унн невыдерживает — она отправляется к застывшему в волшебный ледяной замок водопадуи замерзает. Открывается широкая перспектива для толкований. Воспринятаямногими как сказка для взрослых, повесть приобрела большую популярность ипринесла автору премию Северного Совета.

Произведения

Избранное / Сост. Л.Горлиной; Предисл. Э.Панкратовой. — М.:Радуга, 1983. — 528 с. Skrifter i samling: In14 bd. — Oslo: Det norskesamlaget, 1987—1988.

Литература

Бочаров А. Продолжение жизни. — Иностр. лит., 1984, № 8, с.234—236. Chapman K. G.Hovedlinjer i Tarjei Vesaas diktning. — Oslo: Universitetsforlag, 1971. — 226 s.