Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

СТЕНДАЛЬ (STENDHAL. 17831842)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— псевдоним Анри Бейля, одного из величайших мастеровфранцузской прозы, современника бурных событий Великой французской революции,Реставрации, революции 1830 г. В его автобиографических произведениях «ЖизньАнри Брюлара» (изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» (1832) отражены глубокиерасхождения молодого революционно и антиклерикально настроенного Стендаля с егоконсервативной семьей (он был сыном богатого нотариуса из Гренобля). Поступивпосле окончания школы в военное министерство, Стендаль участвовал во многихвоенных походах Наполеона, в том числе и в Россию. После Реставрации, не желаяоставаться в монархической Франции Бурбонов, Стендаль несколько лет жил вИталии, где установил связи с руководителями национально-освободительногодвижения карбонариев. Вызвав этим недовольство властей, он возвратился воФранцию, но после революции 1830 г. снова уехал в Италию, в качестве консула,сначала в Триест, а затем в г. Чивитавеккья. Творчество писателя отличаетсятонкостью психологического анализа, постановкой больших социальных проблем. Впроизведениях Стендаля видны аналитический ум, горячий темперамент ипроницательность. Писатель трудной творческой биографии, Стендаль начал свойпуть с ряда публицистических работ, книг об искусстве, в том числеэстетического трактата «Расин и Шекспир» (1823—1825). Только после этого онприступил к созданию художественных произведений. Его перу принадлежат романы:«Арманс» (1827), «Красное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839).Посмертно были изданы «Люсьен Левен» (изд. 1855) и «Ламьель» (изд. 1889).Познакомившись со старыми итальянскими рукописями XVI—XVII вв., Стендаль обработал ряд эпизодов из них для своих«Итальянских хроник» (изд. 1855). Любовь к смертельной опасности, способность кжестокой вражде, необузданность желаний, мужество и твердость духа — все этоинтересует Стендаля как характерные качества человека эпохи Возрождения.Заслужив при жизни признание немногих, Стендаль был заново «открыт» во второйполовине XIX в.

Ванина Ванини(Vanina Vanini. 1829)

— новелла, в которойСтендаль с обычной для него сдержанностью и кажущейся холодностью рассказываеттрагическую историю любви молодого карбонария Пьетро Миссирилли и римской аристократкиВанины Ванини. Бежавший из тюрьмы и раненый Пьетро нашел тайный приют в домеотца Ванины, известного римского банкира. Ванина и Пьетро страстно полюбилидруг друга. Но Пьетро жертвует личным счастьем ради служения родине ивозвращается к опасной политической борьбе. Чтобы сохранить Пьетро для себя,Ванина предает руководимую им группу карбонариев. Пьетро, не зная опредательстве Ванины, сам отдается в руки полиции, желая разделить участь своихтоварищей. Ванина совершает ряд смелых поступков, чтобы спасти жизньвозлюбленного, но Пьетро, возмущенный предательством Ванины, отвергает еелюбовь. Единственной целью его жизни становится борьба за свободу родины.

Красное ичерное(Lerouge et le noir. 1830)

— роман,повествующий о жизненном пути Жюльена Сореля — талантливого выходца из крестьянскойсемьи, движимого желанием найти применение своим способностям и энергии. Однакобуржуазно-аристократическое общество эпохи Реставрации, лицемерное и замкнутоев своей кастовости, не только обрекает на гибель мечты и самоё жизнь Жюльена,но и развивает в нем холодно-расчетливое и в то же время страстное честолюбие иэгоизм. Герой — сначала воспитатель детей в провинциальной дворянской семьемэра города Верьера и любовник его жены, госпожи Реналь, затем — семинарист,рассчитывающий сделать духовную карьеру, и наконец — секретарь в семье маркизаде ла Моль в Париже и любовник его дочери Матильды. Мечтая о политическойкарьере, Жюльен собирается жениться на Матильде, но его планы срываются из-заразоблачительного письма госпожи Реналь. За попытку убить госпожу Реналь егосудят и отправляют на гильотину. На широчайшем социальном фоне романа снеобычайной наглядностью показаны беспринципный карьеризм и погоня заобогащением дворянства и буржуазии (верхушка города Верьера), темные махинацииполитических интриганов и заговорщиков (роялистский салон де ла Моля),вырождение аристократии. Со свойственной Стендалю остротой и тонкостьюпроанализировано развитие характера Сореля, показано, как его формированиеобусловлено общественной атмосферой эпохи Реставрации.

Пармскаяобитель(Lachartreuse de Parme. 1839)

— роман, геройкоторого Фабрицио дель Донго, сын консервативно настроенного итальянскогоаристократа, мечтает о славе. Увлеченный идеями Французской революции, страстныйпоклонник Наполеона, он бежит во Францию, чтобы сражаться на стороне императорапосле его возвращения, с острова Эльбы. Он оказывается свидетелем битвы приВатерлоо и, убедившись в крушении надежд на торжество своего кумира,возвращается в Италию, где, отвергнутый отцом, живет в Парме у своей теткиДжины, умной, энергичной и пылкой женщины. Благодаря ее влиянию Фабрицио принятпри дворе, однако его либеральные симпатии вызывают подозрение, а юношескаяпорывистость и несдержанность вовлекают его в неприятные ситуации. За случайноеубийство его заключают в тюрьму, пребывание в которой скрашивается для неговозможностью видеть из окна Клелию, дочькоменданта крепости. Джина организуетпобег Фабрицио, затем при помощи карбонария Ферранте Паллы, которыйотравляет герцога Эрнеста III, ей удаетсяизбавить Парму от тирана. Фабрицио может вернуться в город, но жизнь потеряладля него всякую привлекательность, поскольку Клелия по воле отца должна былавыйти замуж за другого. Фабрицио принимает духовный сан, становится моднымпроповедником, вновь на мгновение обретает и вскоре теряет Клелию, после чегонавсегда удаляется в Пармскую обитель.

Произведения

Собрание сочинений: В 12 т. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Г.Реизова. — М.: Правда, 1978; Красное и черное / Пер. С.Боброва иМ.Богословской; Вступ. ст. С. Великовского. — М.: Худож. лит., 1969. — 543 с. —(Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres: En 3 vol. — Paris: Gallimard, 1956; La chartreuse de Parme / Предисл. М. Елизаровой. — M.: Ed. en langues étrang., 1953. — 543 p.; Le rouge et le noir:Chronique de XIX-е siècle. — M.: Ed. en langues étrang., 1958. — 602 p.

Литература

Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад: Пер. с франц. /Послесл. и коммент. Я. Богданова. — М.: Прогресс, 1985. — 283 с.; Виноградов А.Стендаль и его время. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1960. — 366 с. — (Жизньзамечат. людей); Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. — М.; Л., Гослитиздат,1960. — 433 с.; Реизов Б.Г.Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика. —Л.: Наука, 1974. — 371 с.; Реизов Б.Г.Стендаль: Художественное творчество. —Л.: Худож. лит., 1978. — 407 с.; Фрид Я.Стендаль: Очерк жизни и творчества. —2-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Худож. лит., 1969. — 416 с. Aragon L. Stendhal. — In: Aragon L. Lalumière de Stendhal, Paris, 1954, p. 9—161; DelLitto V. La vie de Stendhal. —Paris: Éd. du Sud-Michel, 1965. — 349 p.; Martineau Н. L'oeuvrede Stendhal. —Paris: Albin Michel, 1966. — 580 p.; Rude E. Stendhal et lapensée de son temps. — Paris: Plon, 1967. — 318 p.