Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

СТАНИСЛАВ ИГНАЦЫ ВИТКЕВИЧ (STANISŁAW IGNACY WITKIEWICZ. 18851939)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— писатель,живописец, реформатор театра, создатель концепции «чистой формы» в искусстве.Начал писать с детства. В юности много путешествовал по Европе. Учился вкраковской Академии изобразительных искусств. В 1914 г., после самоубийстваневесты, в котором он до конца жизни винил себя, отправился как фотограф сэтнографической экспедицией на Цейлон и в Австралию. С началом Первой мировойвойны Виткевич, добровольно вступив в русскую армию, окончил Павловское военноеучилище, участвовал в боях на германском фронте; был свидетелем революции игражданской войны. По возвращении в Польшу в 1918 г. включился в художественнуюжизнь. В 20-е годы организовал в Закопане «формистический театр», где поставилнесколько своих пьес. В последний период жизни почти всецело посвятил себяфилософии. Покончил с собой в начале Второй мировой войны. Наследие Виткевичавключает многочисленные драмы, среди которых «Тумор Мозгович» (1920),«Метафизика двуглавого теленка» (1921), «Дюбал Вахазар, или На перевалах Абсурда»,«Водяная Курочка» (1921), «Каракатица, или Гирканическое мировоззрение» (1922),«Сумасшедший и монахиня» (1923), «Безумный Локомотив» (1923), «Мать» (1924),«Соната Вельзевула, или Подлинное происшествие в Мордоваре» (1925),«Сапожники», а также романы «622 падения Бунго, или Демоническая женщина»(1910—1911), «Прощание с осенью», «Ненасытность» (1927), «Единственный выход»(1931 — 1933). Большинство литературных произведений Виткевича при его жизниопубликовано не было. Мировое признание его творчество получило в последнейтрети XX века; Виткевича считают предтечей постмодернизма и театраабсурда. Художник переходной эпохи, он использует традицию культуры как точкуотсчета, давая ей свою проблемно-метафорическую трактовку. Крушение прошлогораскрыто в его антиутопиях через образы «бывших людей», распад мифов, идеологийи художественных форм; возможная катастрофа будущего — через прогноз новыхстепеней распада и картины угрожающего обезличивания «счастливогочеловечества». Пренебрегая правдоподобием ради правды поиска, Виткевичуказывает на фантастичность реального и стремится показать мир втрагикомическом развитии.

Дюбал Вахазар, или На перевалах Абсурда(GyubalWahazar, czyli Na przełęczach Bezsensu. 1921)

— «Неэвклидова драмав четырех действиях» — эпическая пьеса о психологии диктатора и формахдеспотии. Модельный текст драматургии Виткевича. Амбивалентен образпротагониста — тирана-шута, обуянного идеей «демеханизировать человечество»,добиться метафизической полноты бытия для всех. Его Единственность ДюбалВахазар, способный гипнотически влиять на подданных, из-за собственнойнепоследовательности и приступов романтической мечтательности в конечном счететеряет волю к власти и впадает в детство. Доктрина потерпела крах, властелинсломлен, но система продолжает работать: являются узурпаторы, зараженные той жеманией. Вытеснивший Вахазара старец Унгвентий, глава «ОрденаПерпендикуляристов», — пешка в руках клики прагматиков, не обремененныхсомнениями и атавизмом совести. Устанавливается новая автократия, при которой,к восторгу палача Морбидетто, «чудесным образом преодолены все сомненияморального порядка».

Прощание с осенью(Pożegnaniejesieni. 1926)

—авантюрно-философский роман; занимает ключевое место в прозе Виткевича,лейтмотив которой — становление и эволюция человеческой души в деградировавшемобществе, живущем в предчувствии катастрофы. Молодой герой Атаназий Базакбал,иронически именующий себя «псевдогамлетом», лихорадочно ищет, но не находитместа в жизни. Доведя до самоубийства жену, ждавшую ребенка, отчаявшийся геройуезжает с демонической любовницей в Индию, но и Восток не исцеляет его оттоски; одержимый раскаянием, он бежит от эротико-мистических экспериментовсвоей спутницы на родину, где к тому времени произошла «нивелистическая» революцияпод предводительством «великого мага» Саетана Темпе. Надеясь «обмануть своюпустоту» служением обществу, Атаназий хочет найти творческое занятие «поближе кидейному центру», но убеждается, что и новый режим основан на шарлатанстве —так же, как прежняя «тошнотворная демократия». Гибель в наркотической эйфории вмомент иллюзорного прозрения завершает скорбный путь героя.

Сапожники(Szewcy. 1927—1934)

— «Научная пьеса скуплетами в трех действиях», где суммированы и развиты мотивы предшествующихдрам Виткевича; выражает итог размышлений писателя о перспективах цивилизации втотальной пародии на культурные клише и собственное творчество. В сапожноймастерской, высоко в горах, ведется беспорядочный, на грани бреда, диспут междухозяином (вновь Саетан Темпе, но в ином обличье), его подмастерьями, прокуроромСкурви и обольстительной русской княгиней. Переругиваясь на дикоминтеллигентско-простонародном жаргоне, они бьются над неразрешимыми вечнымивопросами духовной свободы и политического насилия, вдохновенного труда иплотского вожделения. А за сценой тем временем последовательно совершаются триреволюции: власть переходит от буржуа и аристократов к фашистам, затем канархо-коммунистам и, наконец, — к милитаризованным технократам. Перетасовкаэлит меняет мизансцены и роли внутри мастерской, которая преображается то в тюрьму, то в апартаменты, то вчиновничий кабинет. Персонажи то утрачивают, то снова обретают доминирующееположение, постепенно впадая в маразм. Они вовлечены в пестрое карнавальноедейство, где мелькают штурмовики, лубочные крестьяне, ряженые генералы,механические «гипер-рабочие», сановные бюрократы. Очередная диктатура кладетконец бесплодному мудрствованию. Безраздельно утверждается «смертная скука»,неотвратимо нагнетаемая от экспозиции к финалу; с грохотом обрушиваетсяжелезный занавес.

Произведения

Безумный Локомотив; Из книги «Наркотики» / Пер. и предисл.А. Базилевского. - Иностр. лит., 1995 № 11, с. 135—166; Водяная курочка / Пер.А. Базилевского. — Диапазон (М.), 1993, № 3/4, с 192-223; Кандидат в президенты/ Пер. Г.Митина и Л.Темина; Предисл. Н. Башинджагян.-Соврем. драматургия, 1991,№ 3, с. 193-209; Сапожники: Драмы / Предисл. и сост. А. Базилевского.- М.:Известия, 1989.- 185 с. Dzielą wybrane: 5 t. - Warszawa: Państw. inst.wydawniczy, 1985; Bez kompromisu: Pisma krytyczne ipublicystyczne / Zebr. i oprać. J. Degler. -Warszawa: Państw. inst. wydawniczy, 1976.- 727 s.

ЛитератураDegler J. Witkacy w teatrzemiędzywojennym. — Warszawa: Wyd-wo artystyczne i filmowe, 1973. — 230s.;Gerould D. C. Stanisław Ignacy Witkiewicz jako pisarz.- Warszawa:Państw. inst. wydawniczy, 1981.-470 s.; Speina J. PowieściStanisława Ignacego Witkiewicza: Geneza i struktura.- Toruń: T-wonaukowe, 1965.- 143 s.