Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ (STANISŁAW WYSPIAŃSKI. 18691907)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— драматург, поэт, художник, театральный деятель. Сынскульптора Франтишека Выспянского. В краковской Школе изящных искусств был в 1887—1890гг. учеником Яна Матейки; изучал в Ягеллонском университете историю илитературу. В 1891—1894 гг. подолгу бывал в Париже, знакомясь с французскимтеатром. С 1894 г. жил в Кракове. С 1897 г.- член краковского обществахудожников «Искусство», с 1906 г. — профессор краковской Академии изящныхискусств. Автор многочисленных живописных работ. Играл заметную роль вмодернистском литературном течении «Молодая Польша» (1887—1914), тесносотрудничал с его ведущим печатным органом — краковским журналом «Жизнь», гдебыли впервые опубликованы его пьесы «Варшавянка» (1898) и «Проклятие» (1899).Стремясь превратить драму в органический сплав различных видов искусства —литературы, живописи, музыки — и противопоставляя тенденциям натуралистическогобытописательства полное символики и фантастики сценическое действо, Выспянскийобращается к самым разным жанрам, использует приемы, на протяжении вековнакопленные европейской драматургией, — и становится реформатором национальноготеатра. Развивая традиции польского романтизма, обогащенные элементамисимволизма и экспрессионизма, он создает проникнутые патриотическим духомпроизведения на сюжеты из национальной истории и народных сказаний. В основелибретто оперы «Легенда» (1897) - первой опубликованной пьесы Выспянского(вторая редакция трагедии - «Легенда II», 1904) - лежитпредание о самопожертвовании королевы Ванды во имя свободы родины. Идеепольской государственности посвящены драматическая дилогия «Болеслав Смелый»(1900) и «Скалка» (1907), а также лиро-эпические поэмы-рапсоды «БолеславСмелый» (1900), «Казимир Великий» (1900), «Святой Станислав» (1900-1902),«Генрик Благочестивый» (1903), «Пяст» (1903), «Вернигора» (1900),создававшиеся одновременно с живописными работами, в центре которых — те жегерои. Все рапсоды проникнуты мыслью о славном прошлом, которое должновдохновить современников писателя на борьбу за независимость Польши, и овозвращении духов великих предков в новую жизнь. Обращаясь к теме польскогонационально-освободительного восстания 1830-1831 гг. («Варшавянка» и«драматические сцены» «Ноябрьская ночь», 1904, где реальные событияинтерпретируются в духе античной трагедии; драмы «Лелевель», 1899; «Легион»,1900), он выносит приговор вождям, недостойным народа, поднявшегося на борьбуза свободу родины, и критикует идеологию мессианства с ее культом жертвенности.В пьесах на античные темы Выспянский модернизирует мифологические сюжеты(«Мелеагр», 1899; «Про-тесилай и Лаодамия», 1899; «Ахиллеада», 1903;«Возвращение Одиссея», 1907), а в трагедии, связанные с современностью, вводитантичные мотивы рока и противостояния ему («Проклятие»; «Судьи», 1907).Настоящее и будущее Польши Выспянский стремится осмыслить в политических драмах«Свадьба», «Освобождение» (1903) и «Акрополь» (1904). В философской драме«Освобождение», где используется прием «театра в театре» и действиепереносится в область сознания героя (дав тому имя Конрад, автор напрямуюсвязывает свое произведение с «Дзядами» А. Мицкевича), Выспянский ставитвопрос о преодолении романтических стереотипов в подходе к национальнойпроблеме; в этой драме и в символистской пьесе-мистерии «Акрополь», персонажикоторой — герои античной мифологии и выдающиеся личности польской истории,автор размышляет также о возможностях художника, о взаимовлиянии и взаимопроникновенииискусства и жизни.

Свадьба(Wesele. 1901)

— стихотворная драмав трех действиях, считающаяся вершиной творчества Выспянского. Оттолкнувшисьот реального события — свадьбы своего друга, поэта Л. Рыделя и деревенскойдевушки — Выспянский, и сам женившийся на крестьянке, создает пьесу-метафору,отражающую духовное состояние польского общества начала XX в. Используя фольклорные мотивы и элементы сатирическогогротеска, вводя в действие, насыщенное «снами» и «видениями», сказочных, историческихи легендарных персонажей, с которыми сопоставляются современники автора,Выспянский показывает полную дезориентированность простого люда и моральнуюнесостоятельность интеллигенции,не имеющей ни права, ни сил возглавить народ; писатель высмеиваетнародофильские увлечения интеллектуалов и утопические надежды на то, чтонациональная идея объединит все слои польского общества. Аллегорическимотображением наивных теорий сближения интеллектуальной элиты с народом, неидущих на практике дальше внешнего интереса к национальному колориту, громкихслов и красивых жестов, является и сама свадьба поэта и крестьянки. Финал пьесысимволичен: легендарный Золотой Рог, поднимавший народ на борьбу за свободу,потерян, и найти его не могут ни крестьяне, ни интеллектуалы; герои пьесы,двигаясь в сомнамбулическом танце, на глазах погружаются в летаргический сон.«Сны» и «видения», в которых воскресало героическое прошлое Польши, оказалиськуда более живыми, чем реальность. Пьеса, премьера (16 марта 1901г.) которой вызвала в Кракове скандал, вошла в золотой фонд национальнойдраматургии и была экранизирована А.Вайдой (1971).

Произведения

Варшавянка: Пьеса / Пер. В.Высоцкого. — М.: Изд-во Саблина,1906. — 64 с.; Драмы / Вступ. ст., примеч. и ред. пер. Б.Ростоцкого. — М.:Искусство, 1963. — 713 с.; [Стихи] / Пер. В.Левика. — В кн.: Польская поэзия,т. 2, М., 1963, с. 125—132. Dzieła zebrane: 16 t.- Kraków: Wyd-wo lit,1958-1971.

Литература

Игнатов С. Поэт,драматург, художник. — Иностр. лит.,1958, № 10, с. 158—162; Оконьска А. Выспянский / Пер. М.Демакиной. — М.: Искусство, 1977. — 277 с. Grzymała-Siedlecki A. Otwórczości Wyspiańskiego. — Kraków: Wyd-wo lit., 1970. — 420 s.