Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

СИМОН ВЕСТДЕЙК (SIMON VESTDIJK. 18981971)

ЛИТЕРАТУРА НИДЕРЛАНДОВ

— при жизни считался «живым классиком». Его перупринадлежат романы, новеллы, лирическая и философская поэзия. Многочисленныеталанты писателя проявились еще в детстве — он играл на музыкальныхинструментах и рисовал, но по окончании гимназии поступил на медицинскийфакультет, где его больше всего интересовала психиатрия. Прослужив краткоевремя судовым врачом, Вестдейк начал писать стихи и за короткое время выпустил6 поэтических сборников. Потом он обратился к прозе и создал роман «Ребенок ичетыре женщины» (1933), опубликованный только в 1972 г. Именно из этого романародилась знаменитая серия его книг об Антоне Вахтере, по имени которогополучила название вся эпопея (два первых тома вышли в 1939 и 1940 гг.).Отдельные тома этой серии продолжают и развивают свойственную германскимлитературам традицию «романа воспитания», предлагая еще одну историюстановления молодого человека в начале XXв. Чуть позднее Вестдейк написал книгу «Сошествие в ад господина Фиссера»(1936), рассказывающую о задавленной бытом мещанской среде, в которой так легкопрорастает идея сильной власти, подавления и унижения окружающих. Сатирическиеэлементы этой книги еще громче прозвучали и в другом антифашистском романе«Эльза Бёлер, немецкая служанка» (1935). Действие этой книги разворачиваетсянепосредственно в Германии, которую автор хорошо знал. ПереводчикР.Л.Стивенсона на голландский язык, Вестдейк усвоил у этого автора приемы построениянапряженного сюжета и создал весьма удачные историко-биографические романы, вчастности об Эль Греко и Испании XVI в. «Пятая печать»(1937), о Риме I в. «Последние дни жизни Пилата»(1938), о Ямайке времен работорговли XVIII в. «Островрома» (1940). Наряду с этими произведениями писатель выпустил еще 20 сборниковновелл, эссе и стихов. В послевоенные годы появились его романы о войне«Пастораль сорок третьего года» (1949), «Праздник освобождения» (1949), атакже пять новых книг эпопеи об Антоне Вахтере (1948—1960), роман «Кельнер иживущие» (1949), философская притча о смысле жизни и ответственности человека,и, наконец, трилогия о судьбе талантливого музыканта «Симфония ВиктораСлингеланда» (1954—1958). Последнее произведение сравнивают с «ДокторомФаустусом» Томаса Манна. В книгах о Голландии — а почти во всех романах Вестдейка она занимает большоеместо — на первый план выдвигается тема провинции, точнее, мещанства в тихойзаводи, нивелирующего всех, кто попадает в эту среду. Именно среда часто губиттех, кто чист помыслами, талантлив и непосредствен, способен на любовь ипоступок. Маленький провинциальный городок часто становится у Вестдейкасимволом пошлости и мракобесия. Гнев публициста сменяется у него иронией ифилософскими умозаключениями о несовершенстве мира и человека,натуралистические сцены из жизни обывателей — описаниями природы, легенды —сугубой реальностью.

Пастораль сорок третьего года (Pastorale1943. 1949)

— антивоенный и антифашистский роман, повествующий о том,как коллективное сознание участников Сопротивления вступает порою впротиворечие с индивидуальным сознанием и как извилист путь интеллигента вовремя войны. Положительные герои Вестдейка в духе фламандской традиции написаныкак естественно-совершенные. Их восприятие мира просто и непосредственно, и,хотя в суждениях им часто приходится ошибаться, близость к «натуре» расставляетвсе на свои места. Специфика антифашистского сопротивления в Голландиизаключалась для них в попытках разоблачения спекуляций о расовой близостиголландцев и немцев. Многие семьи оказывались расколотыми пополам иразорванными по поколениям из-за конъюнктурщиков-авантюристов, вступавших внационал-социалистское движение. По доносам обывателей, не ведающих, чтотворят, устраивались облавы в городах и деревнях, где в семьях участниковСопротивления искали или просто скрывающихся евреев, или евреев — участниковантифашистских групп. Атмосфера наступившего зла разлагала людей, и лишь самыецелеустремленные или самые естественные сохраняли прозорливость и умениеориентироваться в аду. Вестдейк в весьма своеобразной стилистическинациональной манере письма запечатлел переходы различных человеческих сознанийот надежды к отчаянию, от отчаяния снова к надежде. Быть принципиальным,преданным высокой идее, с его точки зрения, нужно, но сделать это, оставаясьистинным гуманистом, совсем не так легко, как кажется.

Произведения

Пастораль сорок третьего года; Рассказы / Сост. В. Ошис;Предисл. Ю. Сидорина. — М.: Прогресс, 1973.- 430 с. Anton Wachter romans: In 4 vol. — 's-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh &Van Ditmar, 1950; De beker van de min. — 's-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh& Van Ditmar, 1974. — 286 blz.; Kind tussen viervrouwen. — Amsterdam: De Bezige bij., 1972. — 557 blz.; De laatste kans. — 's-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh & Van Ditmar, 1960.- 306 blz.; Pastorale 1943.- Amsterdam: ABC-bocken, 1967.- 280 blz.; De rimpels van EstherOrnstein. — 's-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh &Van Ditmar, 1959. — 319 blz.; De vrije vogel en zijn kooien. —'s-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh & Van Ditmar, 1972. — 312 blz.

ЛитератураCornets de Groot R. A. De chaos en devolheid. — Den Haag: Bakker-Damen, 1966. — 192 blz.; Visser Н. Simon Vestdijk: Een schrijvers-leven.— Utrecht: Kwadraat, 1987. — XIII, 719 blz.