Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

СИГРИД УНДСЕТ (SIGRID UNDSET. 18821949)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— родилась в семьеизвестного археолога, директора столичного Исторического музея, и воспитываласьв атмосфере любви к ценностям культуры: известно, например, что в детстве онаиграла с терракотовой лошадкой,найденной при раскопках Трои (ееподарил отцу Сигрид Генрих Шлиман). Когда Ундсет было 11лет, умирает ее отец, и она отказывается от мечты стать художницей,заканчивает Коммерческое училище и в течение почти 10 лет работает конторской служащей. Первая серьезная попытка творчества — написанныйдевушкой исторический роман (она еще вернется к его замыслу в своих книгах обУлаве, сыне Аудуна) — был отвергнут издателем: Сигрид советуют впредь не писатьисторических романов, а взять что-нибудь полегче — из современности. Так она ипоступает: в 1907—1920 гг. публикуются ее романы «Фру Марта Оули» (1907),«Йенни» (1911), «Весна» (1914) и сборники рассказов и повестей «Счастливыйвозраст» (1908), «Простые судьбы» (1912) и «Осколок колдовского зеркала»(1917): все они посвящены судьбе современной женщины — ее мечтам, разочарованиям,поискам счастья в отвергающем ее мире; намечен и выход из конфликта — обращениек Богу. После успеха у критики первого напечатанного исторического романа(стилизации саги) «Повесть о Вига Льот и Вигдис» (1909) государствопредоставляет Ундсет стипендию. Она совершает путешествие по Германии и Италиии некоторое время живет в Риме, где знакомится со своим будущим мужем,художником Андерсом Сварстадом (он старше Сигрид на 13 лет, женат, и у неготрое детей). В 1912 г. Ундсет выходит за него замуж (к этому времени он ужеразведен), но в 1919 г. их брак фактически расторгается, и писательница сосвоими тремя детьми (младшая из них — умственно отсталый ребенок) поселяется вусадьбе Бьеркебю в Лиллехаммере неподалеку от Осло, где днем ухаживает задетьми, а по ночам работает над своими знаменитыми романами из эпохи конца XIII — начала XIV в. — трилогией«Кристин, дочь Лавранса» (1920—1922) и дилогией «Улав, сын Аудуна изХествикена» (1925) и «Улав, сын Аудуна, и его дети» (1927) — уникальным сплавомличного опыта, любви к прошлому родины и, наконец, тонкого понимания движенийчеловеческой души. Как писала сама Ундсет, «течет время, меняются обычаи ипорядки, на многие вещи люди начинают смотреть по-иному, не меняется лишь одно— наше человеческое сердце». В 1928 г. с формулировкой «главным образом заубедительное описание скандинавского средневековья» Ундсет присужденаНобелевская премия, которую писательница полностью пожертвовала Фонду помощиумственно отсталым детям. К этому времени она становится ревностной католичкойи в последующих романах и других работах утверждает свой взгляд на мир, сутькоторого — в служении семье, обществу и Богу. В эти же 30-е гг. Ундсет активноучаствует в общественной жизни, демонстрируя неприятие любого рода тоталитарныхрежимов. Ее книги запрещены в Германии, и в 1940 г., после оккупации Норвегии(в ходе военных действий в это время погибает ее старший сын Андерс), Ундсетпокидает родину и уезжает в США, где выступает с лекциями и поддерживает связьс норвежским правительством в изгнании. По возвращении в Норвегию «завыдающиеся заслуги в литературе и служение народу» она награждается Большимкрестом ордена Святого Улава.

Кристин, дочь Лавранса: Венец. Хозяйка. Крест(Kristin Lavransdatter: Kransen, 1920. Husfrue, 1921. Korset, 1922)

— роман скорее о любви, чем об истории, хотя историческаяобстановка первой половины XIV в., а также нравыи обычаи той эпохи изображены в нем достоверно и убедительно. Весьма характернауже завязка основного конфликта трилогии — между отцом и дочерью, выходящейпротив отцовской воли за бесшабашного, но по-своему честного рыцаря (сюжет,типичный для средневековой народной баллады). Отец (Лавранс) и дочь (Кристин)очень любят друг друга — тем страшнее нанесенное отцу оскорбление, — тот желал,чтобы дочь вышла за соседа по землям рыцаря Симона, человека во всех отношенияхдостойного и безответно любящего Кристин: Симон сначала спасает ее честь,скрывая грех Кристин от Лавранса, а затем жизнь ее мужа Эрленда, добившись егопомилования у короля (Эрленд встал во главе заговора против королевскойвласти). Лавранс смиряется с браком Кристин и Эрленда, хотя ему нанесенанезаживающая рана, ибо затронуто самое для него дорогое — его честь. Но жизньКристин и Эрленда оказывается не безоблачной: Кристин притягивает и отталкиваетлегкомысленность мужа — благородного рыцаря и любимца женщин, отважного воина иохотника, но никак не основательного земледельца и хозяина, каким был ее отецЛавранс. К тому же супруги расходятся во взглядах на воспитание своих шестерыхсыновей и борются за влияние на них. В конце концов Эрленд покидает дом: онвозвращается лишь для того, чтобы защитить честь жены, и нелепо гибнет от пикикрестьянина, охранявшего вставших на защиту матери несовершеннолетних детей.Проходят годы. Дети Кристин и Эрленда становятся взрослыми; двое из них,полуслепой Бьёргюльф и не желающий оставлять его Ноккве, уходят в монастырь.Приводит в дом будущую хозяйку (также похитивший ее у родителей) самый любимыйи многообещающий сын Гэуте. Кристин ощущает себя ненужной. Она уходит в монастырь,здесь ее застает весть об охватившей страну эпидемии «черной смерти», вместе смонастырскими сестрами Кристин ухаживает за безнадежно больными и, рискуяжизнью, спасает мальчика — сына беспутной нищенки, которого хочет принести вжертву за избавление от чумы вспомнившая о языческих обычаях местная голытьба.Кристин заражается и умирает. Таков последний из множества эпизодов трилогии,населенной персонажами ничуть не меньше, чем знаменитые исландские саги осредневековых норвежских королях. В романе «Кристин, дочь Лавранса» действуют князья и монахи, епископы и крестьяне, дворовые ирыцари, воины и помещики, в нем широко представлены описания родной природы, атакже быт, ритуалы и обычаи времени. Самое же главное — все в знаменитойтрилогии Ундсет пропущено через мировосприятие необычайно цельной человеческойнатуры, в основе которой любовь — к родителям, своему избраннику, мужу, детям,природе и Богу.

Произведения

Весна / Пер. Е.Н.Благовещенской. — Л.: Время, 1928. — 214с.; Йенни / Пер. М.П.Благовещенской. — М.: Сев. дни, 1917. — 236 с.; Кристин,дочь Лавранса: Роман в 3 кн. и 2 т. / Вступ. ст. Л.Брауде. — М.: Правда, 1989;Обездоленные / Пер. М.Дьяконова. — М.; Л.: Госиздат, 1928. — 241 с.; Улав, сынАудуна из Хествикена / Пер. Л.Брауде и Н.Беляковой; Предисл. В. Беркова. — Л.:Худож. лит., 1978. — 582 с. Kristin Lavransdatter: Kransen; Husfrue; Korset In 5 bd. — Oslo: Aschehoug, 1949. .

Литература

Дьяконова Н. Историческая трилогия Сигрид Ундсет. — Иностр.лит., 1962, № 8, с. 261—263; Хель С. Сигрид Ундсет: Улав, сын Аудуна изХествикена / Пер. Н.Крымовой. — В кн.: Писатели Скандинавии о литературе, М.,1982, с. 209—214. Krane B. SigridUndset. — Oslo: Gyldendal, 1970. — 300 s.; Steen E. Kristin Lavransdatter. — Oslo: Aschehoug,1959.- 231 p.