Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПЬЕР ОГЮСТЕН KAPOH БОМАРШЕ (PIERREAUGUSTIN CARON BEAUMARCHAIS (17321799)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— автор бессмертных комедий, выходец из третьего сословия.Жизнь Бомарше богата приключениями, взлетами и падениями. Начав по семейнойтрадиции с профессии часовщика, музыкально одаренный Бомарше сталпреподавателем музыки у дочерей Людовика XVи, пользуясь положением при дворе, пустился в смелые финансовые операции.После смерти его покровителя и компаньона, крупного финансиста, наследникипоследнего вовлекли Бомарше в судебный процесс.

В выпущенных в 1773—1774 гг. «Мемуарах» Бомарше с блеском исмелой откровенностью разоблачил французское судопроизводство, закулисныеинтриги парламента. «Мемуары» принадлежат к лучшим образцам памфлетнойлитературы предреволюционных лет. Книга сразу же создала автору огромнуюпопулярность в различных кругах общества. Бомарше выполнял многочисленныедипломатические поручения, в частности, с согласия короля организовал поставкуоружия американским инсургентам. В конце 1760-х гг. начали появляться пьесыБомарше. Его слезные драмы «Евгения» (1767) и «Два друга» (1770) не имелиуспеха. Славу принесли ему две комедии из трилогии о Фигаро: «Севильскийцирюльник» и «Женитьба Фигаро». Сыгравший своим творчеством немалую роль видейной подготовке Французской революции 1789 г., Бомарше принял ее с опаской,однако продолжал общественную деятельность. После отъезда за границу с цельюорганизовать поставку оружия для Франции он был ошибочно объявлен эмигрантом исмог вернуться на родину только во время Директории, в 1796 г.

Севильскийцирюльник(Lebarbier de Seville. 1775)

— комедия, гдевпервые появляется образ Фигаро — ловкого, способного, энергичного, полногоостроумия и здравого смысла человека третьего сословия, испробовавшегоразнообразные профессии. В «Севильском цирюльнике» он еще старательный слугаграфа Альмавивы, помогающий ему посредством забавных и хитроумных уловок отвоеватьмолодую красавицу Розину у опекуна, старого доктора Бартоло, собиравшегосяжениться на ней. Но уже в этой брызжущей весельем и остроумием комедиивыступает и другой облик Фигаро — героя нового времени, понимающего всюискусственность привилегий, которые дает знатное происхождение, и готовогопомериться силами с аристократией. Розина, девушка из буржуазной среды,обнаруживает упорство и ловкость в достижении своих целей. На сюжет комедииБомарше написана опера Россини «Севильский цирюльник».

Женитьба Фигаро(La folle journée ou Le mariage de Figaro. 1784)

— вершина творчестваБомарше. Наполеон назвал комедию «революцией в действии», а Людовик XVI несколько лет не допускал ее на сцену. Фигаро, смотрительзамка и камердинер графа Альмавивы, и невеста Фигаро Сюзанна, горничная графиниРозины, выходят победителями из упорной борьбы с распущенным и эгоистичнымграфом. Ряд занятных комедийных интриг и недоразумений делают пьесу необычайнодинамичной, жизнерадостной, полной задорного веселья. Но особый блеск придаютей смелые, эффектные нападки Фигаро на дворянские привилегии, на законы, защищающие права господ, на произвол вельмож. Послепервого же представления отдельные реплики из пьесы превратились впословицы и поговорки, а «Женитьба Фигаро» стала любимейшим и популярнейшимспектаклем французского демократического зрителя. На сюжет комедии написанаодноименная опера Моцарта.

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Сост., вступ. ст. икоммент. С.Д. Артамонова. — М.: Худож. лит., 1966; Драматические произведения;Мемуары / Пер. Н.Любимова, Л. Зониной; Вступ. ст. и примеч. Л.Зониной. — М.:Худож. лит., 1971. — 541 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Théâtre complet. — Paris:Le club français du livre, 1956. — XVII, 730 p.

Литература

Артамонов С. Бомарше: Очерк жизни и творчества. — М.:Гослитиздат, 1960. — 255 с.; Грандель Ф. Бомарше / Пер. Л.Зониной и Л.Лунгиной;Предисл. С.Козлова. — 2-е изд. — М.: Книга, 1985. — 396 с.; Лещинская Г. И. П.О. Карон де Бомарше: Биобиблиогр. указ. /Сост. и вступ. ст. Г. И.Лещинской. —М.: Книга, 1980. — 167 с.; Финкельштейн Е. Пьер Огюстен Бомарше (1732—1799). —М.; Л.: Искусство, 1957.- 127 с. Descotes M. Les grands rôles duthéâtre de Beaumarchais. —Paris: Presses univ. de France, 1974. — 250 p.; Pomeau R. Beaumarchais ouLa bizarre destinée. — Paris: PUF, 1987. — 227 p.; Scherer J. La dramaturgie deBeaumarchais. — Paris: Nizet, 1954. — 258 p.