Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (PUBLIUS VERGILHJS MARO. 7019 ГГ. ДО Н. Э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

—поэт так называемого «века Августа», один из классиков римской литературы.Публий Вергилий Марон был сыном небогатого землевладельца из Северной Италии.Получив в Риме юридическое образование, он отказался от адвокатской карьеры иобратился к поэзии и философии, причисляя себя к последователям эпикурейскойшколы. Скромный и крайне требовательный к себе, Вергилий лишь к тридцати годамрешился выступить публично со своим первым крупным произведением «Буколики»(«Пастушеские песни»). Оно сразу сделало автора заметным и открыло доступ визбранное общество, окружавшее нового диктатора Октавиана Августа (Вергилийстал членом литературного кружка Мецената, ближайшего друга и соратникаАвгуста). Затем появилась его большая поэма «Георгики» («О земледелии»),написанная на актуальную для того времени тему. Мировую известность принеслаВергилию его последняя, незавершенная большая поэма «Энеида», которая увиделасвет лишь после смерти автора. Вергилий был новатором в области латинскогостиха. Он считался создателем высокосовершенного поэтического языка римлян. Вовсе времена не переставали читать и изучать Вергилия. Бесспорно его влияние натворчество таких поэтов, как Шекспир, Гёте, Шиллер. Вергилия любил Тургенев,ценил Анатоль Франс.

Буколики(Bucolica)

— «Пастушеские песни» — составляют стихотворный сборник из десяти произведений. ЗдесьВергилий впервые ввел в римскую литературу новый вид поэзии — буколики. Воспроизводя стиль идиллийэллинского поэта Феокрита, он в то же время остался самостоятельным и глубоконациональным. Некоторые из этих стихотворений, так называемых эклог, посвященычисто лирическим мотивам, изображают чувства влюбленного пастуха, но многие изних навеяны современными поэту событиями и переживаниями. В образах пастуховВергилий изображал людей своего времени, воплощая чувства своей эпохи; в стихахон говорил о будущем, о котором мечтали его современники. Политические темы,звучащие в условно сельских сочинениях Вергилия, часто связаны с судьбой самогопоэта.

Энеида(Aeneis)

— большая эпическая поэма Вергилия, в которой,по мнению современников, он вступил в соревнование с Гомером. Написанная пожеланию Августа, «Энеида», хотя и была создана на мифологический сюжет иотражала религиозные представления самого поэта, служила также актуальнымидеологическим задачам нового строя. Герой поэмы— троянец Эней, от которого, по преданию, произошел род Юлиев,усыновивший Августа. Согласно мифу, Эней считался сыном богини Афродиты (вримской мифологии — Венеры), и поэмаофициально утверждала божественное происхождение нового властителя Рима. ПоэмаВергилия построена как цепь отдельных, вполне законченныхэпизодов-повествований. Связанные общим сюжетом, они представляют единое целое.Эней, согласно воле богов, покидает разрушенную Трою и после многих скитаний посвету прибывает к берегам Италии, где основывает царство в латинской земле.Оракулы, вещие сны и всевозможные знамения предвещают его потомкам власть над миром.От сына его Аскания (иначе Иула) должен произойти Ромул, будущий основательРима. В поэме дается мифологическое толкование римской истории вплоть до временавтора. Законченность формы делает «Энеиду» одним из высочайших достиженийримской поэзии. Она отличается точным и сжатым стилем, плавными, звучнымистихами; многие из них стали крылатыми словами и вошли в культурный обиходразных народов.

Произведения

Буколики; Георгики; Энеида / Вступ. ст. М. Гаспарова. — М.: Худож. лит., 1979.— 550 с.— (Б-ка античн. лит. Рим); Буколики; Георгики; Энеида / Вступ. ст. С. Шервинского. - М.: Худож. лит., 1971 — 446 с. — (Б-ка всемирн.лит.): Сельские поэмы; Буколики; Георгики /Пер., вступ. ст. и коммент. С. Шервинского. -М.; Л.: Academia, 1933.- 166 с.; Энеида / Пер. В. Брюсова, С.Соловьева; Ред., вступ. ст. и коммент. Н.Ф.Дератани. — М.; Л.: Academia,1933.— 379 с.

Литература

Шервинский С. В. Из второй книги«Георгик» Вергилия; Ошеров С. А. История, судьба и человек в «Энеиде»Вергилия.— В кн.: Античность и современность, М., 1972, с. 310—329.