Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ (XIXIV ВВ.)

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ (XI-XIV вв.)

Традицияновоевропейской лирики восходит к литературной школе, представители которой именовалисебя трубадурами (от провансальского «находить», «слагать стихи»). Новшества,привнесенные в эту традицию на разных национальных почвах и в разные эпохи —идет ли речь о творчестве отдельных гениев либо о целых поэтических эпохах, оповторявшихся на разных этапах обращениях к сокровищам народной поэзии или кбогатствам иных культур, о непрекращающемся после Возрождения влиянииантичности,— все это лишь прививки к мощному стволу, корни которого — лирикатрубадуров. Поэзия трубадуров сложилась в конце XI в. на юге теперешнейФранции, в Провансе. XII и XIII вв. — эпоха ее расцвета. До той порылитература, письменная словесность западноевропейских народов былалатиноязычной; параллельно с ней жила и развивалась народная, но бесписьменнаясловесность на языках, которые оформились спустя века в современные европейские языки. Тоже было и с поэзией в целом, с лирикой в частности. Впервые на народном языкелирические излияния, облекшись в мерную речь, зазвучали у трубадуров. Трубадурыписали на одном из романских языков — окситанском; этот язык по-старинномуназывается провансальским (отсюда и «провансальские трубадуры»). Но окситанскоеслово звучало и звучит сегодня не только в Провансе, а и в других местах.Благодаря трубадурам народный язык стал вровень в литературном и культурномотношении с латинским — в истории европейской литературы началась новая эпоха.До трубадуров лирика была по преимуществу церковной; высшие достиженияевропейской латинской поэзии раннего средневековья — в области поэзии литургическойи мистической. Творцами ее были, как правило, клирики; попытки светской поэзиив эту эпоху в конечном счете важны с культурно-исторической точки зрения, номалосущественны с художественной, поскольку являются лишь риторическимиупражнениями. Лирика трубадуров положила начало лирике светской и обозначилаконец господства церковной поэзии в европейской литературе. Поэзия сталапризванием и делом рук мирян — хотя среди трубадуров встречались и духовныелица. Трубадуры не просто расширили круг лирических тем (не чуждались они приэтом и тем церковно-политических, и религиозно-нравственньх, и мистических),они утверждали главенство мирской темы над церковной. Они создали новую школудуховных ценностей, не согласованную с учением церкви, новую культурную«мифологию», где центром была поставлена человеческая личность. Лирическое чувствооказалось впервые в их творчестве самоценным, как проявление лирического «я»,отринувшего необходимое и неизбежное для христианской лирики раннегосредневековья постоянное соотнесение своей реальности с реальностью высшей. Этовторой полюс революции, произведенной трубадурами в литературном сознанииевропейцев. Трубадуры оставили европейской литературе в наследие самый образлирического поэта — творца, стоящего выше всех социальных разделений, служащеготолько Красоте. Недаром коротенькие полулегендарные жизнеописания трубадуров,созданные на закате окситанской поэзии, века спустя служили материалом для драми поэм. Трубадуры создали первую литературную школу, осознавшую себя именнотаковой, выработавшую единый эстетический идеал, литературную программу, своеобразныйкодекс жизненного и литературного поведения. У трубадуров впервые в Европе сформировалосьпредставление о специфически поэтическом слове как особой эстетической иязыковой функции, отличной от всех прочих видов языковой деятельности, — представление,фундаментальное и для сегодняшней теории литературы. Как бы ни важны были длявсей последующей литературной и нелитературной жизни европейских народов многиестороны поэтического творчества трубадуров (тематика: культ дамы, само понятие«куртуазности»; поэтика: строфика и ритмика, канонизация рифмы),— все этоуступает по своей исторической значительности абсолютной новизне дляевропейской поэзии тех черт поэзии трубадуров, о которых шла речь. Лирикатрубадуров XI—XIV вв. была плодотворным синтезом многих литературных элементовцерковной латинской поэзии и фольклора, арабских влияний и т. д. В своюочередь, она оказалась решающим фактором в истории итальянской, испанской,английской, португальской, немецкой литератур. Обычно тематическая и стихотворнаяизощренность трубадуров на новой почве в первое время упрощалась, как быблекла. Но в сочетании с новыми, местными элементами очень скоро поэтическийматериал, привнесенный из Южной Франции, зацветал новым пышным цветом: примером может служить творчествоДанте и Петрарки, хорошо знавших наследие трубадуров и многим в своихдостижениях обязанных им. Перенос лирики трубадуров в немецкоязычные земли(менее столетия отделяет первые стихотворения первого трубадура от раннихнемецких подражаний) обозначил рождение немецкой поэзии светского характера —лирики миннезингеров, составившей целую эпоху в истории немецкой литературы. Напервых порах и здесь провансальские образцы претерпевали упрощения. Но ужетворчество таких мастеров, как Рейнмар фон Хагенау, Генрих фон Морунген,Вольфрам фон Эшенбах, ставит немецких учеников вровень с учителями, а лирикаВальтерафондер Фогельвейде — однаиз вершин мировой поэзии.

Издания текстов

Песни трубадуров / Пер. состаропрованс. А. Наймана. — М.: Наука, 1979; Поэзия трубадуров / Пер.В.Дынник.— В кн.: Поэзия трубадуров; Поэзия миннезингеров; Поэзия вагантов, М.,1974, с. 31—182; Бернарт де Вентадорн. Песни / Изд. подгот. В.А.Дынник.— М.:Наука, 1979.— 311 с.— (Лит. памятники). Anglade J. Anthologie des Troubadours.— Paris:Boccard, 1927.— 183 p.; Igly F. Troubadours et trouveres. — Paris: Seghers,1960. — 247 p.

Литература

Жизнеописания трубадуров / Изд.подгот. М.Б.Мейлах.— М.: Наука, 1993.— 734 с.— (Лит. памятники); Мейлах М.Б.Язык трубадуров.— М.: Наука, 1975.— 238 с.; Несколько замеча ний к вопросу о средневековойлирике.— В кн.: Шишмарев В.Ф. Избр.статьи М1965 с. 178-190. LafontR., Anatole Ch. Nouvelle histoire dela litterature occitane: En 2 t. — Paris: Presses univ. de France, 1970.