Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПОЭЗИЯ МИННЕЗИНГЕРОВ (XIIXV ВВ.)

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПОЭЗИЯ МИННЕЗИНГЕРОВ (XII-XV вв.)

Миннезанг,немецкая средневековая рыцарская лирика, складывался со второй половины XII в.под влиянием лирики провансальских трубадуров. Миннезингеры, как правило, самисочиняли музыку к своим стихам, но настоящими распространителями их творчествастановились обычно странствующие актеры-шпильманы. «Певцы любви» (такпереводится слово «миннезингеры») развивали в своей лирике мотивы утонченногои преданного служения прекрасной даме, впервые зазвучавшие в произведенияхтрубадуров. В то же время миннезанг обнаруживает ряд оригинальных черт.Немецкие поэты более, чем их французские предшественники, склонны к рефлексии,дидактизму, чувственность их более сдержанна. Нередко их произведения окрашеныв религиозные тона, хотя в основном поэзия миннезингеров, как и поэзиятрубадуров, была светской. Лирика миннезингеров не сразу подчиниласьтребованиям куртуазности — культу высокой любви. В раннем миннезанге наряду ссобственно куртуазным направлением, связанным с традицией трубадуров,существовало и другое — «отечественное», или «народное», зародившееся наюго-востоке Германской империи, в придунайских областях. Поэты этогонаправления — Кюренбергер, Дитмар фон Айст и др.— не стремились подражатьсложным, изысканным поэтическим формам трубадуров. Их лирика близка к народнымлюбовным песням и даже к героическому эпосу, в своем творчестве они нередкообращались к традициям отечественной старины. Однако и в их поэзии уже заметныкуртуазные черты. Они стали определяющими в куртуазной лирике, зародившейся внепосредственной близости от рыцарской Франции, в прирейнских областях, ираспространившейся затем по всей стране. В лирических излияниях немецкихминнезингеров, среди которых выделяются голоса Генриха фон Фельдеке, Фридрихафон Хаузена, Рейнмара фон Хагенау, изысканно и восторженно воспевается «высокаялюбовь», переливы чувств и любовное томление поэта, пораженного стрелой Амура.Любовная лирика миннезингеров, как правило, грустна, порой меланхолична. Наэтом фоне кажутся особенно яркими и жизнелюбивыми сочинения поэта-рыцаряГенриха фон Морунгена. Даже в песнях о неразделенной любви земной мир неутрачивает для него своей яркости и многоцветности. Печатью незаурядноготаланта отмечены «песни рассвета» Вольфрама фон Эшенбаха. Вершину немецкойсредневековой лирики составляет творчество Вальтера фон дер Фогельвейде,сблизившего миннезанг с народной жизнью, использовавшего песню и шпрух —стихотворное изречение морально-дидактического характера — в качестве орудияполитической борьбы. В XIII—XIV вв. миннезанг начинает менять свой характер,отразив начавшийся кризис рыцарской культуры. С приходом в поэзию Нейдхарта фонРейенталя в рыцарскую лирику, сторонившуюся всего бытового и обыденного,проникают бытовые зарисовки и сценки крестьянской жизни с подчеркнутопрозаическими деталями. Среди поэтов, связанных с традицией Нейдхарта фонРейенталя, обращает на себя внимание Тангейзер, ставший со временем героемпопулярной легенды. Тяготея к мотивам «низкой любви», к формам народнойплясовой песни, Тангейзер подсмеивается над нелепыми, с его точки зрения,условностями куртуазного этикета. В XIV—XV вв. наступает закат миннезанга.Испытывая бремя новых забот, рыцари все реже обращаются к поэзии, а самокуртуазное служение в новых исторических условиях становится анахронизмом.Собственно куртуазный элемент в поэзии либо отходит на второй план, уступаяместо бытовым зарисовкам и размышлениям о состоянии современного общества, либостановится предметом насмешек и пародий. Творчество немецких поэтов-рыцарей —давно перевернутая страница в истории европейской литературы. Но она обладаетнепреходящей ценностью и с интересом перечитывается все новыми и новымипоколениями.

Издания текстов

Поэзия миннезингеров / Пер. В.Микушевича и др. — В кн.: Поэзия трубадуров; Поэзия миннезингеров; Поэзиявагантов, М., 1974, с. 185—416; Вальтерфондер Фогельвейде. Стихотворения / Изд. подгот. В.В.Левик и др.— М.: Наука,1985.— 379 с.— (Лит. памятники). Minnesang des 13 Jahrhunderts. — Tiibingen:Niemeyer, 1962.— XI, 160 S.; Der Minnesang: Eine Anthologie / Zusgest. undeingel. von S. B. Raducanu. — Bukarest: Jugendveri., 1968. — 350 S.

ЛитератураFrings Th. Minnesinger und Troubadours.—Berlin: Akademie Verl., 1949.— 60 S.; Kuhn H. Minnesang Wende.- Tubingen:Niemeyer, 1952.- 159 S.