Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ

Лирика вагантов— особый круг европейской латиноязычной поэзии XI—XIII вв. Ее создатели — школяры-клирики,своеобразная социальная группа, пережившая в XII в. свой расцвет в ЗападнойЕвропе. Это были по преимуществу студенты и выпускники первых университетов,люди, получившие лучшее для своего времени образование, но либо не нашедшиесебе достойного места в церковной или гражданской иерархии, либо (в редкихслучаях, когда их социальное честолюбие бывало удовлетворено) сохранившиелитературные вкусы ученой вольницы. Бродячее («вагант» значит «странствующий»)и беспокойное племя кочевало из одного города в другой в поисках знаний ипропитания, лучших преподавателей и щедрейших кормильцев; оно подчинялось неместным властям, а университетскому начальству и готово было силой ответить налюбую попытку урезать его права. Своеобразное сочетание образованности, личнойнезависимости и материальной необеспеченности, заставляющей клянчить у сильныхмира кусок хлеба, относительной свободы от бытовых норм, в мелочахрегламентировавших жизнь других сословий, способствовало развитию специфическихчерт, тематического и стилистического единства лирики вагантов. Поэтическоенаследие вагантов богато: это стихи, славящие радости жизни — вино и любовь ипоносящие самым жестоким образом разврат римской курии и греховодствособратьев-монахов; стихи, в которых весь мир ценностей средневековой культурыпредстает «вывернутым наизнанку», — вплоть до пародий на литургические тексты иблестящих образцов льстивых или нахальных просительных песен. Ваганты сочинялии поэмы — исторические, дидактические, аллегорические — во вкусе своей эпохи;слагали исполненные самого неподдельного благочестия религиозные песнопения. Ноэти образцы их творчества наименее интересны и оригинальны и мало отличаются отпроизведений средневековой латинской поэзии. Читая вагантов, необходимопомнить, что лирические произведения ученых-клириков были рассчитаны насвоеобразную элиту — людей образованных, способных оценить мастерское владениестихом и литературной темой. Поэтому было бы принципиально неверно всатирических вольностях или подчас нецеломудренной чувственности вагантовусматривать «свободное» излияние или самоутверждение личности в духеновоевропейской поэзии. В свободолюбивых и жизнерадостных произведенияхклириков XII в. господствует литературная игра, условность, вполне оправданнаялитературным «этикетом» западноевропейского средневековья. Как и вся латинскаясловесность этой эпохи, лирика вагантов питается античными и христианскимиисточниками: в сатире — это в первую очередь Ювенал и библейские пророки, вразработке эротических тем — Овидий и «Песнь песней». Поэтическая техникавагантов подчиняется правилам классической риторики и метрики и поэтикицерковной лирики. Личное начало в лирике вагантов развито весьма слабо, иученым с огромным трудом удалось в массе стихотворного материала выделитьнебольшие «корпусы» сочинений отдельных поэтов, которые и являют собой еевершины. Таковы Гуго, прозванный Примасом Орлеанским (около 1093 — около 1160);поэт, известный только по прозвищу Архипиита (между 1130 и 1140 — после 1165);Вальтер Шатильонский (вторая половина XII в.).

Издания текстов

Лирика вагантов / Пер.Л.Гинзбурга.— М.: Худож. лит., 1970.— 191 с.; Поэзия вагантов / Пер. Л.Гинзбурга и др. — В кн.: Поэзия трубадуров; Поэзия миннезингеров; Поэзиявагантов, М., 1974, с. 419—502; Поэзия вагантов / Изд. подгот. М.Л.Гаспаров.—М.: Наука, 1975.— 605 с.— (Лит. памятники).

«Carmina Burana» / Mit Benutzung derVorarbeiten W. Meyers kritisch herausgegeben von A. Hilka und O. Schumann; (1)Die moralischsatirischen Dichtungen, I Bd: Text; 11. Kommentar. Heidelbei-g,1930; (2) «Die Liebeslieder», herausgegeben von 0. Schumann, I Bd: Text.Heidelberg, 1941; Dronke P. Medieval Latin and the rise of European Lovelyric. Vol.2. Medieval Latin love-poetry. —London;Oxford: Clarendon press, 1966.- XII, 335-603p.

Литература Dobiache-Rojdestvensky О. Les poesies des golliards. —Paris, 1931; Waddell H. The wandering scholars —London: Constable, 1934.- XXVIII,301 p.