Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПОСТАВ ФЛОБЕР (GUSTAVE FLAUBERT. 18211880)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

- большую частьжизни прожил уединенно в своем поместье Круассе близ Руана, лишь изредкапокидая его. Только в 1849-1851 гг. он совершил путешествие на Восток. ВКруассе Флобер вел оживленную перепискус друзьями, его письма представляютсамостоятельный литературный интерес, так как содержат ценнейшие высказыванияпо вопросам литературы и писательского трудаВ основе всего творчества Флобера лежал конфликт с окружающейдействительностью, проявившийся главным образом в духовной сфере. Флобер ранопонял, что идеалы красоты и благородства находятся в непримиримом противоречии спошлостью существования. Социальный пессимизм Флобера, его историческийфатализм были связаны с разочарованием в политике, которое стало особенноострым после подавления революции 1848 г. Творческое наследие Флобера невелико.Кроме романа «Госпожа Бовари», составившего эпоху в литературе, он написал историческийроман «Саламбо», роман на современном ему материале «Воспитание чувств», философскоепроизведение «Искушение святого Антония» (1874), три небольшие повести, незаконченныйроман «Бувар и Пекюше» (1881), несколько пьес. После смерти Флобера были опубликованы«Лексикон прописных истин», «Путевые заметки» и письма. Флобер был величайшиммастером стиля. Медленно, с необычайной тщательностью отделывал он своипроизведения, доводя до тончайшего совершенства композицию, язык. Флобер высокоценил русскую литературу, в частности Толстого и Тургенева, с последним был вдружеских отношениях.

Госпожа Бовари(Madame Bovary. 1857)

- самый известныйроман Флобера, который он писал пять лет, воплотивший его эстетическиепринципы, отмеченный глубоким социально-философским содержанием. Драматическимузлом романа стал конфликт между мечтой и действительностью в жизни героиникниги Эммы Бовари. Дочь крестьянина, Эмма получила воспитание в монастыре ивскоре вышла замуж за деревенского врачаФлобер психологически точно и тонко описывает душевную трансформациюЭммы, ее провинциальные мечты об идеальных героях и волнующих страстях.Маленький городок Ионвиль в миниатюре представляет собой всю Францию с еенерушимой социальной иерархией; здесь Эмму окружают пошлость, серость иравнодушие. Флобер достигает совершенства в сатирическом разоблачении местныхнравов, особенно в образе аптекаря Омэ, любителя высокопарной «либеральной»фразы, «мудрость» прописных истин которогосводится к пустословию. Эмму с еемещанскими представлениями о счастье, об идеальном любовнике возвышает наддругими искреннее стремление вырваться за пределы тусклого, серогосуществования, не считаясь с обывательскими нормами и общепринятой житейскойфилософией буржуа. Ее всепоглощающая страсть к Родольфу, для которого связь сЭммой была лишь одной из многих, кончается внезапным отъездом любовника.Последующее увлечение романтическим Леоном завершается разочарованием иприводит ее к гибели. Запутавшись в тайных долгах и не получив ни от когопомощи, Эмма принимает яд. Трагедия Эммы в том, что она мечтает исамоотверженно борется за свою мечту. Не задумываясь о будущем, она готова бежать с Родольфом; она готова толкнуть Леона напреступление, ибо сама способна на все во имя любви.

Саламбо(Salammbô. 1862)

— роман, в которомФлобер обратился к истории древнего Карфагена (IIIв. до н.э.). По его собственным словам, к исторической теме его толкнулоотвращение к современной жизни: «Я хотел запечатлеть видение древнего мира,применяя к античности метод современного романа». Флобер увлечен живописнойстороной — перед читателем возникают картины сражений и пиршеств, пышные садыи мраморные дворцы Карфагена; Флобер необычайно щедр в описаниях экзотическиходеяний, убранств, сокровищ. В центре романа — столкновение Карфагена и воинов-наемников.Эго одновременно столкновение цивилизации и варварства, конфликт междусоциальными верхами и низами. Разрушительное начало, которое несут в себенаемники, грозит уничтожением всему, что сотворено гением человека. Карфагенсоздал свою высокую цивилизацию, он сказочно красив и богат, но эта цивилизацияоснована на несправедливости, вероломстве и жестокости. Героиня романа, дочькарфагенского полководца Гамилькара, прекрасная Саламбо, с детства преданатаинственной богине Танит. Необузданная страсть к Саламбо овладевает предводителемварваров ливийцем Мато. Проникнув в лагерь наемников, чтобы вернуть похищенноепокрывало богини, Саламбо, нарушив религиозные обеты, становится возлюбленнойМато. Карфагеняне, захватив Мато, убивают его; вместе с ним умирает и Саламбо.

Воспитание чувств(L'éducationsentimentale. 1869)

— роман, где Флоберизображает своего героя Фредерика Моро на широком социальном фоне парижскойжизни во время революции 1848 г. и первых лет после ее поражения. Флоберпоказывает, как атмосфера расчета, беспринципности, безнравственностиотрезвляет романтического мечтателя, бесплодно пытающегося быть чистым и вернымв любви, героическим в политической борьбе. Фредерик погружается в водоворотпарижской жизни, сталкивается с циничными банкирами, равнодушными к политике,кроме тех случаев, когда она угрожает их кошельку, посещает политическиеклубы, ателье художников, редакции газет. Рисуя мелкобуржуазных революционеров,Флобер раскрывает неустойчивость, расплывчатость их взглядов, склонность кпышным фразам. Фредерик пассивно отдается этому водовороту жизни, в глубинедуши сохраняя нечто настоящее и нетронутое — возвышенную любовь к жене торговцахудожественными изделиями госпоже Арну. Эго романтическое, чистое чувстводорого Фредерику, пришедшему в результате «воспитания чувств» к глубокойвнутренней опустошенности.

Простая душа(Un coeur simple. 1877)

— одна из новелл,объединенных вместе с «Легендой о святом Юлиане» и «Иродиадой» под названием«Три повести». Этот мастерски сделанный рассказ о судьбе ничем непримечательной служанки Фелиситэ проникнут чувством истинной человечности ивнешней простотой, сочетающейся с глубиной психологического анализа. Простаякрестьянка Фелиситэ способна на бесконечную доброту, чуткость исамоотверженность, в ней скрыты неистощимые запасы любви и трогательнойпривязанности к людям. Она бескорыстна и кристально честна. Фелиситэ достарости прожила в доме своих хозяев, самозабвенно отдав себя госпоже и еедетям. Она пережила смерть своей воспитанницы и кончину госпожи. После гибелиединственного родного человека — племянника — Фелиситэ остается одна в пустомдоме, сосредоточив всю привязанность на подаренном когда-то племянникомВиктором попугае. В конце концов в жизни Фелиситэ остается лишь его чучело.

Произведения

Собрание сочинений: В 4 т. / Под общ. ред. Н. М. Любимова;Вступ. ст. А. Пузикова. — М.: Правда, 1971; Собрание сочинений: В 3 т. / Вступ.ст. Я.Фрида. — М.: Худож. лит., 1983—1984; Госпожа Бовари; Воспитание чувств /Вступ. ст. Б.Реизова. — М.: Худож. лит., 1971. — 733 с. — (Б-ка всемирн. лит.);О литературе, искусстве, писательском труде: Письма, статьи: В 2 т. / Вступ.ст. Д. Затонского. — М.: Худож. лит., 1984. Oeuvres: En 2 t. — Paris: Gallimard, 1951—1952; L'éducationsentimentale /Предисл. Л.А. Зониной. — M.:Éd. en langues étrang., 1962. —544 p.

Литература

Иващенко А. Постав Флобер. Из истории реализма во Франции.— М.: Изд-во АН СССР, 1955. — 489 с.; Пузиков А. И. Идейные и художественныеискания Флобера. — В кн.: Пузиков А. И. Пять портретов, М., 1972, с.68—124;Реизов Б. Творчество Флобера. — М.: Гослитиздат, 1955. — 622 с. Digeon С. Flaubert. — Paris: Hatier, 1970. — 271 p.; Thibaudet A. GustaveFlaubert. — Paris: Gallimard, 1935. — 285 p.; Troyat Н. Flaubert. — Paris: Flammarion, 1988. — 410p.