Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПОЛЬ КЛОДЕЛЬ (PAUL CLAUDEL. 18681955)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— драматург, поэт,эссеист, член Французской академии (с 1946 г.), чье творческое наследие поражаетсвоим объемом и многогранностью. Родился в семье провинциального чиновника.Окончил лицей Людовика Великого, затем Высшую школу права и политических наук;изучал восточные языки; в 22 года стал победителем конкурса министерстваиностранных дел; получил назначение заместителем консула в Нью-Йорке. Многопутешествовал, был консулом в Италии, Германии и Китае, послом в Японии, США,Бельгии. Всегда напряженно работал, стал свидетелем раздела Китая на сферывлияния европейскими державами, конца викторианской эпохи, возвышения Япониипосле Цусимского сражения. 25 декабря 1886 г. во время рождественской мессыбудущему писателю случилось откровение, способствовавшее его обращению. Онстановится ревностным католиком и некоторое время находится перед выбором,посвятить себя религии или же продолжать писать. Однако рвущийся наружуписательский талант возобладал, и Клодель остался в миру. Первые поэтические опыты Клоделя получилиположительную оценку Малларме. Поэзия французского символизма, особенно Рембо,оказала значительное влияние на творчество Клоделя. Его стихи отличаютсяглубиной философских размышлений, усложненной символикой и свободной формой(сборники «Познание Востока», 1900; «Пять больших од», 1910; «Кантата для трехголосов», 1911). Критика назвала поэтическое слово Клоделя «звуковой скульптурой».В эссе «Поэтическое искусство» (1907) художник развил мысль об универсальностипоэзии, дарующей миру наслаждение словом. В середине 1930-х гг. писатель начализдавать свои комментарии к Библии и до конца жизни продолжал эту работу.Главным литературным наследием Клоделя является драматургия — около двухдесятков пьес, написанных преимущественно «версетом» — ритмической прозой,ориентированной на библейский стих. Театр Клоделя — вне конкретных времени ипространства, в нем драматург выступает в роли демиурга, творящего мир радидвижения к высшей цели — познанию Творца, которое герои чаще всего обретают всмерти; когда же этот мир перестает удовлетворять Создателя, он перекраиваетего. Многие пьесы имеют по два варианта: «Золотая голова» (1890, 1894), «Город»(1890, 1897), «Полуденный раздел»(1905, 1921), «Благовещение» (1911,1948), наиболее значительнаядрама «Атласный башмачок» (1924, 1943—1944). Наряду с трагедией (трилогия«Залог», 1910; «Черствый хлеб», 1914; «Унижение отца», 1916) автор пробовалсебя в комических жанрах: буффонада «Протей» (1913, 1926), фарс «Медведь иЛуна» (1917). Клодель-драматург, названный современниками «католическимШекспиром», не имеет ни последователей, ни продолжателей.

Атласныйбашмачок(Lesoulier de satin)

— попытка создания«тотальной драмы», действие которой разбросано по всему земному шару, а времясводится к обобщенному представлению об эпохе конца XVI— начала XVII в. Скрепляет все любовь главных героев — конкистадора донаРодриго и донны Пруэзы, их стремление соединиться. Однако каждому сужден свойудел. Пруэза оказывается перед выбором — последовать за Родриго в новые землиили исполнить собственное предназначение и остаться в крепости Могадор наафриканском побережье. Она выбирает призвание, и оно, а не замужество Пруэзы,разъединяет влюбленных. Следуя воле Провидения, они идут к гибели, продолжая любить друг друга. В стилизованной под испанский барочный театрдраме присутствует как «высокое» (высшие силы — Неукротимый, Ангел-Хранитель,различные святые), так и «низкое» («вставные» эпизоды с комическимиперсонажами), создавая неповторимый трагикомический эффект.

Произведения

Протей: Сатировская драма в двух действиях / Пер. А. Г.Мовшенсона. — Петроград: Мысль, 1923. — 78 с.; [Стихотворения] - В кн.:Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977, с.523—528. ThéâtreEn 2 t. / Introd. et chronologie de la vie et del'oeuvre par J. Madaule. — Paris:Gallimard, 1956.

Литература

Луначарский А. В. Драма Клоделя. — В кн.: Луначарский А. В.Собрание сочинений, т. 5, М., 1965, с. 344—355; Сабашникова А.А. Поль Клодель —возрождение мистерии. — Театр, 1989 № 1 с. 147-153.Altier A. Claudel. - Paris: Seghers, 1968. - 190 p.; Becker A. Claudel etl'interlocuteur invisible. — Paris: Nizet, 1974. — 348 p.; Mercier-Campiche M. Le théâtre de Claudel. — Paris:Pauvert, 1968.— 276 p.