Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПОЛЬ ВАЛЕРИ (PAUL VALÉRY. 18711945)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— сын таможенного чиновника, в детстве хотел стать моряком,окончил Школу права в Монпелье. Там он познакомился с Пьером Луисом, которыйстал его другом на всю жизнь, представил его Андре Жиду и ввел в кружок СтефанаМалларме. Первые стихотворения Валери напечатаны в символистском журнале «ЛаКонк». Успех, казалось бы, подтвердил литературное призвание Валери, однаковнезапно в 1892 г. его охватил глубокий внутренний кризис; он бросил занятияпоэзией и целиком посвятил себя изучению математики. Лишь впоследствии сталоизвестно, что он долгие годы вел литературные дневники, которые и по сей деньнедостаточно изучены. В 1895 г. он пишет «Введение в метод Леонардо да Винчи»,а в 1897 г. — «Методическую победу», эссе об экономической мощи Германии.Чиновник военного министерства с 1895 г. по 1900 г., Поль Валери становитсясекретарем директора агентства «Гавас» и занимает этот пост вплоть до 1922 г. В1917 г. он возвращается к поэзии, опубликовав поэму «Молодая парка». Написаннаяпосле длительного молчания, она сразу же получила признание и принесла поэтуславу. Поэма развивается как перенасыщенный монолог, в котором теряются точкисоприкосновения с реальным миром, мысли повторяются и самоотражаются, чтосближает поэму с традиционными произведениями символистов: ускользающие смыслыпредметов являются в ней в перспективе взаимоотражающих зеркал. Поэму называютиногда «поэмой удвоения» или «драмой удвоения». В 1920 г. Валери печатает подназванием «Альбом старых стихов» написанные им еще в молодости произведения. Заэтим следует ряд книг: «Эвпалинос, или архитектор» (1921), самый значительныйего цикл стихотворений «Очарования» (1922), «Душа и танец» (1923), диалоги в прозе.С 1924 г. по 1944 г. он пишет разнообразные статьи и эссе, которые в настоящеевремя публикуют под общим названием «Разнообразное» («Варьете»). Эти заметкидемонстрируют разносторонность интересов Поля Валери, прекрасного стилиста,интересующегося одновременно науками и искусством, размышляющего о музыке иживописи (он был также неплохим гравером и рисовальщиком). Из своихлитературных дневников он выделил и опубликовал несколько сюжетов, в частности«Ромбы» (1926), «Аналекта» (1927), «Новые ромбы» (1927), «Умолчания» (1930),«Взгляд на современный мир» (1931), «Злые мысли» (1942), «Такой, какой есть»(1943). В 1925 г. его избирают во Французскую академию, в 1937 г. он становитсяпреподавателем Коллеж де Франс, где читает курс поэтики. В 1941 г. он написалдраматическое произведение «Мой Фауст». Одна из основных в творчестве Валери —тема «я», рассмотренная с различных точек зрения. Эта тема получила наиболееяркое выражение в стихотворениях о Нарциссе, в поэме «Молодая парка» и в циклеочерков о господине Тэсте («Вечер с господином Тэстом» (1896), «Письмо мадамЭмилии Тэст» (1925), а также «Разрозненные мысли господина Тэста»). Валери нехотел, чтобы его называли философом: «Моя система заключается в том, чтобы еене иметь». Избегая системы, Поль Валери тем не менее создал собственную системуэстетических взглядов. Созданный Валери мир образов и ассоциаций обладаетвнутренней логической структурой, однако перенасыщен символами, аллегорическимифигурами, изощренными метафорами.

Произведения

Избранное / Введ. и ред. А.Эфроса. — М.: Худож. лит., 1936.— 298 с.; Об искусстве / Изд. подгот. В. М. Козовой; Предисл. А. А.Вишневского. — М.: Искусство, 1976. — 622 с.; Об искусстве: Сборник / Предисл.А.А.Вишневского. — М.: Искусство, 1993. — 506 с.; Юная Парка: Стихи, поэма,проза. — М.: Текст, 1994. - 237 с.; [Стихи]. - В кн.: Западноевропейская поэзияXX века, М., 1977, с. 532-534. Oeuvres: En 2 vol. / Éd établie par J.Hytier. - Paris: Gallimard, 1957-1960; Poésies. - Paris: Gallimard, 1964. - 267 p.

Литература

Голенищев-Кутузов И. Н. Последний классик французскойлитературы (Поль Валери). — В кн.: Голенищев-Кутузов И. Н. Романскиелитературы, М., 1975, с.430—451; Моруа А. Поль Валери. — В кн.: Моруа А.Литературные портреты, М., 1970, с. 255—278; Тарасов Б. Интеллектуальный«демонизм» и поэтическая «гимнастика»: Эстетические воззрения Поля Валери. —Вопр. лит., 1978, М» 6, с. 163—193. Berne-Joffroy A. Valéry. — Paris: Gallimard, I960. — 314 p.; Charpier J. Essai sur PaulValéry. — Paris: Seghers, 1966. - 223 p.