Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПЕСНИ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПЕСНИ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

Южнымиславянами называют народы, населяющие Балканский полуостров,— болгар,македонцев, сербов, хорватов, словенцев. Духовный мир южнославянских народов,их представления о жизни и смерти, о мире. в котором они живут, обычаи,различные исторические события нашли отражение в народном творчестве.Южнославянская народная поэзия богата и разнообразна в жанровом отношении.Наряду с песнями, балладами, легендами, существующими в фольклоре других славянскихнародов, она включает и оригинальные, самобытные образцы устного творчества: вболгарском фольклоре это особого рода мифологические песни, в сербском ихорватском — так называемый

«бечарец», название которогоидет, очевидно, от «бечар» — парень, гуляка.В песнях южных славян обычно выделяются следующие основные жанры: обрядоваяпоэзия, героический эпос, лирические жанры. Образцы обрядовой поэзии, как исами обряды, делятся на два типа: календарные и семейные. Календарные обряды иих поэзия состоят из четырех циклов соответственно четырем временам года.Наиболее богаты из этих циклов зимний и осенний: в это время исполняется большеобрядов и песен и формы их более разнообразны. Важнейшим моментом обряда ипоэзии зимнего цикла было колядование. В древности оно было связано с культомрождающегося солнца, а после принятия славянами христианства праздник Колядысовпал с Рождеством Христовым. У всех славян, в том числе и южных, колядкивключают в себя прежде всего пожелания достатка и счастья. Летние обряды былисвязаны с сельскохозяйственными работами; одновременно в них звучали темы любвии женитьбы. Заключительным календарным кругом обрядов были осенние обряды,связанные с уборкой урожая. Большую группу песен южных славян составляетсемейная обрядовая поэзия, связанная с важными семейными событиями: рождением,женитьбой и смертью человека. Свадебный обряд у южных славян такжесопровождался многими песнями, которые можно разделить на три группы: песни,поясняющие ход обряда и исполняемые поэтому в определенные его моменты, песниневесты и величальные песни, прославляющие участников свадьбы. В похоронныйобряд у южных славян входили причитания («тужбалице»), представляющие собойплачи по умершим.

В фольклоре южных славянисключительно богато представлены стихотворные эпические жанры. К ним относятсяболгарские, македонские, сербские и хорватские юнацкие (богатырские) песни; болгарские, сербские,македонские, хорватские гайдуцкие песни; исторические баллады, существующие увсех южных славян. Эпос южных славян сложился частью до турецкого завоеванияБолгарии и Сербии, частью — во времянего. В болгарском эпосе два основных цикла —песни о Момчиле и песни о Марко-короле. Момчил, правитель Перитеория в Родопах,погибший в битве с турками, воспевается как борец против турецкого нашествия.Второй цикл песен — песни о Марко,который был правителем Западной Македонии, а с1367 г.— сербским королем. Образ Марко подробно разработан и вболгарском, и в сербском эпосе. Марко представлен в песнях как простой человек,пахарь, в чем сказывается крестьянская трактовка образа; одновременно онвыступает как патриот, смело сражающийся с врагами, освобождающий пленных.Переломным моментом в истории сербского народа и его государства была Косовскаябитва (28 июня 1389 г.), когда сербы потерпели тяжелое поражение от турок.Главной темой песен, слагавшихся после нее, стала гибель сербских героев исербского государства. В сербском эпосе выделяют несколько циклов: докосовскийцикл — песни о представителях династииНеманичей, правивших Сербией с 1168 по 1371 г.; косовский — песни о битве на Косовом поле; цикл о короле Марко, современникеКосовской битвы; цикл о Бранковичах и Якшичах, управлявших Сербией после еезавоевания турками. Кроме того, существует обширный цикл мусульманских песен,сложенных в Боснии и Герцеговине, так называемый цикл песен о Муйо и Халиле. Вотличие от песен, созданных христианским населением Сербии и Боснии, в песняхмусульман главные герои — мусульманскиебогатыри, которые побеждают соперников, бывших героями-победителями вхристианских песнях. В юнацких песнях инициатива борьбы в защиту народа, как исам героический подвиг, принадлежит обычно отдельной личности, выдающемусяюнаку-патриоту (королевич Марко, Милош Обилич), хотя нередко рядом с нимидействует и дружина. Гайдуцкие песни и песни об ускоках, повествующие о борьбес турками, — вид героического эпоса болеепозднего происхождения, нежели юнацкие песни. От юнацких песен гайдуцкиеотличаются большей исторической конкретностью, более развитыми социальными конфликтами,большей трагичностью.

Историческиепесни имеются в фольклоре всех южнославянских народов. Эти песни своими темамии образами героев связаны с историческими преданиями. Важнейшая темаисторических песен болгар — падениеБолгарского царства, жизнь народа в условиях турецкого рабства, борьба заосвобождение. Особое место в этих песнях занимает тема прихода в Болгариюрусских войск во время войны с Турцией в1676—1678 гг. Есть песни о разных событиях: об осаде Плевена, обосвобождении Болгарии. Позже в исторических песнях появлялись новые сюжеты.Свои циклы исторических песен есть и у сербов, хорватов, словенцев. В нихвоспроизводятся события национальной истории, хотя есть и песни, имеющие общиесюжеты. Наиболее самобытными считаются словенские исторические песни Так,весьма своеобразны песни о сарацинах; в этих песнях, вероятно, отразилисьсобытия IX—XI вв., когда сарацинызахватили побережье Средиземного моря. В исторических песнях словенцевсуществует также цикл песен о турках. Среди песен о борьбе с турками выделяютсяпесни о короле Матияже, т. е. о венгерском короле Матии Корвине (1448—1490), который прославился своимипобедами над турками, угнетавшими тогда всю среднюю и южную Европу.

Много у южныхславян и баллад, называемых в народе песнями. Фольклористы обычно выделяют вних четыре тематических цикла: семейные, любовные, исторические и социальныебаллады К любовным балладам относится, например, баллада «Брат и сестра», вкоторой разлученные на много лет брат и сестра, встретившись,не узнают друг друга и становятся мужем и женой, а узнав, что они родные,кончают жизнь самоубийством. К историческим балладам принадлежат тепроизведения, в которых нашли отражение исторические условия жизниюжнославянских народов. Примером могут служить такие произведения, какболгарские баллады «Три рабыни» и «Янычар тоскует по дому». Из социальныхбаллад очень характерны словенские так называемые «тачанские баллады» — баллады об угнетении. В них отразиласьборьба против феодалов, которые жестоко угнетали и эксплуатировали словенскихкрестьян. Распространены у южных славян и малые лирические формы. Это песниразличного содержания: любовные, социальные, трудовые, социально-критические,песни о различных сословиях и профессиях. Отдельную группу представляют бытовыепесни: любовные, семейные. плясовые и хороводные. У южных славян любовные исемейные песни исполняли и складывали главным образом женщины. Семейные песни,основная тема которых — тяжелая жизньзамужней женщины в чужой семье, имеют, как правило, драматический характер. Уюжнославянских народов широко представлены хороводные и плясовые песни. Уболгар и македонцев, сербов, хорватов и словенцев очень популярны хоро и коло.Эти песни имеют характер коротких припевок. Песни южных славян издавна привлекаливнимание ученых, поэтов, критиков. Их изучением занимались Гёте, Пушкин,Гердер, Гумбольдт, Мериме, Вальтер Скотт, А. Востоков. Эпос южнославянскихнародов обладает несомненной историко-литературной и художественной ценностью иявляется достойным вкладом в сокровищницу мировой литературы.

Издания текстов

Болгарская народная поэзия.— М.:Гослитиздат, 1953.— 238 с.; Песни южныхславян: Пер. с болг., сербскохорв. и словен. /Вступ. ст.. сост. и примеч. Ю.Смирнова.— М.: Худож. лит., 1976.— 478 с.- (Б-ка всемирн. лит.); Сербскийэпос: В 2 т. / Сост. и коммент. Н.И.Кравцова.- М.:

Гослитиздат, 1960; Эпос сербского народа / Изд. подгот. И.Н. Голенищсв-Кутузов.— М.:Изд-во АН СССР, 1963.— 354 с.— (Лит.памятники). Български юнашки епос. —София: Изд-во на бьлг. акад. нанауките, 1971.—1059с.; Българско народно творчество: Т. 1-12.-София: Бълг. писател, 1961-1963; Tiypuh В.Антолопф народных1уначких песама.- Београд: Српска книж. задруга,1961.- 747 с.; Kapauiih B.C. Српске народне пjесме:

Кн. 1—4.— 2-е изд.— Београд: Просвета,1958; Трудови, семени, хумористични песни/ Избор. и ред. К. Пенушлиски. - Cкonje: Макед. книга, 1973.- 240 с.; Цепенков М.К.Народни песни /Pea.К. Пенушлиски; Соработник Б. Петровски. — Скопjе: Макед. книга, 1972. — 353 с.; Кumer Z. Vsebinski tipi slovenskih pripovednih pesmi. - Ljubljana, 1974.- 393 s.; Narodne epske pjesme: Knj. 1-2 / Prired. O.Delorko.— Zagreb: Matica hrvatska, 1964;Pjesme оhrvatsko-slovenskim seljackim bunama /Prired. B. Grabeijsek i dr.; Ured. M. Vaupotic i dr.- Zagreb: Spektar;Ljubljana: Partizanska knjiga, 1974.- 282s.; Zlatna knjiga hrvatske narodne lirike /Sast. K. Mlac. - Zagreb: Matica hrvatska, 1972. - 405 s.

Литература

Голенищев-Кутузов И. Н. Эпоснародов Югославии. — В кн.:Голенищев-Кутузов И. Н. Славянские литературы, М., 1973, с. 220-359; Кравцов Н.И. Славянский фольклор.- М.: Изд-во Моск. ун-та,1976.— 262 с.; Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада.— М.: Наука, 1965.— 75 с. Арнаудов М. Очерки по българскифолклор: В 2 т.— София: Бълг. писател, 1968—1969; Динсков П. Български фолклор. - София: Бълг. писател, 1972. - 586 с.; Колевип С. Наш jyнaчки eп. - Београд: Нолит, 1974. — 308 с.; ЛатковиЬ В. Народнакнижевност. — 2 изд. — Београд: Научна книга, 1975. — 287 с.; Народна книжевност / Приред. В.НедиЬ.— 2 изд.— Београд: Нолит, 1972.— 561с.: Романска Ц. Въпроси на българското народно творчество: Избрани студии истатии — София: Наука и изкуство, 1976.— 427 с.; Саздов Е. Македонската народнапоезда: Краток преглед.— Скопje: Култура. 1966.— 142 с.