Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПЕСНИ О СКАНДЕРБЕГЕ

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

АЛБАНСКИЙ ЭПОС

—замечательный памятник поэтического творчества албанского народа, с необычайныммужеством долгие века отстаивавшего свою культуру, язык и территорию отмногочисленных врагов. Его не смогли сломить ни римские легионы, ни войскавизантийских императоров, ни полчища турецких султанов. Его не заставили забытьродной язык ни грекоправославные миссионеры, ни яростные проповедники Корана.Сила патриотического чувства, цельность характера запечатлены в самых древнихпроизведениях народного творчества. Неизгладимый след в албанском фольклореоставила патриотическая война против турецкой экспансии, которую в 1443 г. возглавил национальный герой ГеоргийКастриот (1403—1468), прозванныйСкандербегом (т. е. князем Александром, в честь Александра Македонского).Резиденция Скандербега — город Круя — стала центром национальной культуры. Тамслагались песни о подвигах борцов за свободу, несколько веков сохранявшиеся впамяти народа. Вскоре после смерти Скандербега, в результате измены феодалов,опасавшихся перерастания национальной войны в антифеодальные выступления,народное движение против турок было разгромлено. Для Албании наступил периодмноговекового рабства. Но народная поэзия сохранила для потомков чертыгероического времени. В народные песни вошел образ Скандербега. национальногогероя, законодателя и воина, символ единства страны и ее патриотических традиций,излюбленный образ албанской поэзии. Песни о Скандербеге входят в циклисторических албанских песен, созданных до турецкого завоевания. Этот циклделится на два раздела. Один из них посвящен Косовской битве (сражение наКосовом поле 28 июня 1389 г. между сербскими войсками и турецкойармией). Второй раздел составляют песни о Скандербеге, представляющие самыйобширный цикл исторических песен албанского народа. Как и все албанскиеисторические песни, созданные в XIV—XVIвв., они имеют характер и текстуру песен легендарных, носят лирико-эпическийхарактер. В песнях отражен весь жизненный путь Скандербега. В нихрассказывается о его рождении, о годах жизни на чужбине (в качестве заложникаСкандербег мальчиком был отдан султану Мураду, воспитывался при дворе вмусульманской вере, но после смерти отца, албанского правителя ИоаннаКастриота, бежал от турок и был провозглашен князем Албании), о его странствияхпо свету, о борьбе против турок. На этой основе песни и сказания о Скандербегеученые разделяют на несколько циклов: песни о борьбе Скандербега против турок;песни о странствиях Скандербега; песни о его смерти.

Издания текстов

Повесть о Скандербеге / Изд. подгот. Н.Н.Розов, Н.А.Чистякова.— М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 242 с. — (Лит. памятники); Песни о Скандербеге / Пер. Д. Самойлова. — В кн.: Старинные албанские сказания, М., 1958, с. 267—274. Epika historike rreth Shenderbeiit. — In: Antologjia е folklorit shaiptar,Tirane,1953, f. 73—74.

ЛитератураKodra Z. Poezija popullore arbereshe. —Tirane: Ndermanja shteterore е botimeve, 1957 — XXXI, 163 f; Sirdani M. Skanderbegu mbas gojedhanash.—Shkoder,1926; Zharri Sh. Kanga е Gjord Golemit, princit te sopotil, ne rev. Shkolla shaiptare.—Tirane,1938, nr. 15—16, f. 22; Historis е litersise shripe ne 3 vellime.Tirane,1959, v. 1, f. 89-93.