Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПАТРИК УАЙТ (PATRICK WHITE. 19121990)

ЛИТЕРАТУРА АВСТРАЛИИ

— писатель, чье творчество положило конец мифуо провинциализме и континентальной ограниченности австралийской литературы.Родился в обеспеченной семье, получил образование в Англии — в привилегированной средней школе-интернатедля мальчиков и Кембриджском университете. Первые книги Уайта — сборник стихов и два романа на английскомматериале — увидели свет вВеликобритании, В годы Второй мировой войны Уайт служил в британских

ВВС. В 1949 г. вернулся в Австралию, где сначала занимался фермерством,затем вел жизнь профессионального литератора. В романе «Тетушкина история» (1948) ведущая тема творчества Уайта — смирения и мужества перед лицом неотвратимойсмерти, страданий человека и жизни вне социальных мифов и самообольщений — впервые прозвучала в полную силу. Вдальнейшем место действия произведений Уайта —романов, рассказов, пьес — Австралия; асамо действие наполняется общечеловеческим содержанием и обретает характерпритчи. Затерян в австралийской «глубинке» несуществующий на картах поселокДьюрилгей («Древо человеческое», 1955). Австралийский«буш» — девственные чащобы леса икустарника: там проходит «воспитание чувств» попавшая к аборигенам англичанка XIX в. (роман «Пояс стыдливости», 1976); туда уходит горстка исследователей,чужих друг другу и несчастных, каждый по-своему, людей, которых собрал и повелк гибели безумец-первопроходец, одержимый идеей то ли доказать Богу, чтоспособен его побороть, то ли внушить самому себе, что он и есть Бог (роман«Фосс», 1957). Вымышленныйсреднебуржуазный пригород Сиднея Сарсапарилла и сам Сидней из романов «Едущиев колеснице» (1961), «Амулет» (1966), «Вивисектор» (1970), «Око бури» (1973), сборниковрассказов «Обожженные» (1964) и «Какаду» (1974). Для Уайта все это — разные ипостаси того, что он назвал «ВеликойАвстралийской Пустыней», где такие верховные, в глазах писателя, формыприобщения человека к абсолюту, природе и себе подобным, как любовь, труд,искусство, вера и способность творить добро, подвергаются испытанию ипоруганию. Носители идеала того, что Ф.М.Достоевский называл «положительнопрекрасным человеком». в книгах Уайта, как правило, наделены каким-либофизическим или психическим изъяном, делающим их несовместимыми с каноном,обязательным для образа истинного австралийца в официальной мифологии страны,здорового телом и (нс очень развитым) духом, красивого физически иисповедующего веру в материальное преуспеяние. Художественное совершенство враскрытии на письме метафизических проблем бытия человека принесло УайтуНобелевскую премию по литературе (1973).Особенности стиля Уайта — сосуществованиеи сплав разнородных манер и приемов письма —от почти библейской патетики до животного бурлеска, от изощренного внутреннегомонолога до уличной разноголосицы, от изысканной метафоричности допростонародной речи, от трагического до смешного в сочетаниях несовместимостей — высокого и низменного, прекрасного иуродливого, жизни и смерти, — которыесоздают гротеск.

Древочеловеческое(The tree of man. 1955)

—роман о становлении и путях австралийского семейного рода. «В этой книге ястремился выразить все многообразие жизни, взяв за основу существование двухобыкновенных людей», — писал автор.Хроника трудов и дней скваттера Стэна Паркера и его жены Эми, их взаимногочувства с его приливами и отливами, смертью и возрождением; истории их детей — непутевого сына, сгинувшего в погоне за«австралийской мечтой»; вышедшей за состоятельного адвоката, но обреченной набесплодие дочери — такова событийнаяканва сюжета, развивающегося в хронологических рамках одной, хотя и долгойчеловеческой жизни: от детских лет Стэна Паркера до его кончины. Стержень этойжизни — труд, который для Паркеровпревращается из рутины в ритуал, служение, в котором они обретают своечеловеческое достоинство. Роль труда, природных стихий и языка плоти каксредств постижения мира главными персонажами и их самовыражения тем болеевелика, что они фактически лишены возможности выразить себя в речи, слове — и не только по причине необразованности.Уайт считал, что обычное слово не способно выразить человеческий опыт во всейего непосредственности, полноте и целокупности; что есть верховное таинствобытия, абсолютная гармония, которую человеку дано постигнуть лишь интуитивно,путем озарения, ибо слова, чувства и даже вера тут бессильны. Творческий акт,по Уайту, есть цепь озарений, в которой художнику открывается недоступнаяобычным людям истина; он передает ее другим —в этом его долг и его оправдание. Надежду на возрождение рода Паркеров,пресекшегося в их детях, писатель связывает с их внуком, мальчиком, в которомпробуждается талант поэта.

Произведения

Древо человеческое /Пер.Н.Треневой; Предисл. В. Скороденко. — М.:Прогресс, 1976.— 555 с.— (Мастера соврем, прозы); То же, 1979; Женская рука / Сост. Р.Облонской; Предисл. В. Скороденко. — М.: Известия,1986.— 224 с.; Какаду / Пер.Р.Облонской.— В кн.: Три австралийские повести, М., 1985, с. 177-222. The aunt's story.— Hannondsworth: Penguinbooks, 1971.— 299 p.; The cockatoos.—London: Cape, 1974.— 307 p.; The eye ofthe storm.— London: Cape, 1973.— 608 p.;A fringe of leaves.— London: Cape, 1976.- 405p.; Riders in the chariot.- New York: Viking,1961.- 532 p.; The solid mandala. London- Буге a Spottiswoode,1966.- 316 p.; The tree of man.- New York: Viking, 1955.- 499 p.; The vivisector.- London: Cape, 1970.- 642 p.; Voss.- New York: Viking, 1957.- 442 p.

ЛитератураMorley Р A. Themystery of unity. — St. Lucia, Brisbane:Univ. of Queensland press, 1972.— IX, 251p.; Tecey D. J. Patrick White: Fiction and theunconscious.— Melbourne: Oxford univ. press,1988.— XXIII, 269 p.; White P. Flaws in the glass: A self-portrait.—London: Cape, 1981.— 260 p.