Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ОЛДОС ХАКСЛИ (ALDOUS HUXLEY. 18941963)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

один из признанных создателей так называемого«интеллектуального романа», получившего особое распространение в XX в. Сам писатель называл свои произведения«романами идей». Столкновение разных, часто совершенно противоположных позицийи точек зрения, парадоксальных систем мышления и поведения порождает в егопроизведениях неожиданный комический и сатирический эффект. Романы Хаксли 20-хгг. — «Желтый Кром», «Шутовский хоровод»,«Контрапункт», — с одной стороны, несутна себе печать социального пессимизма и близки к произведениям писателей«потерянного поколения», с другой —представляют собой нравоописательные сатиры, по страницам которых вереницейнесутся в «хороводе шутовском» (К. Марло) гротескные фигуры, сивмолизирующиеидейный и духовный кризис западной цивилизации. Высшей точкой в развитии сатирическоготаланта Хаксли и одновременно началом утраты веры в человечество стала егосатирическая «антиутопия» «Прекрасный новый мир»(1932). Задуманный как пародия на «технократические» иллюзии Г.Уэллса,роман изображает стандартизированное, утилитарное, полностью лишенноедуховности общество будущего. По Хаксли, научно-технический прогрессдеморализует разумно устроенное общество, приводит к атрофии чувств ипрофанации искусства. Смятение и тревога за человечество вынуждают Хаксли ссередины 30-х гг. заняться поисками смысла жизни и позитивных ценностей.Свидетельством этих поисков явился роман «Слепой в Газе» (1936), в котором позиция непричастности к социальной борьбетрактуется как единственный путь к свободе личности. Художественность уступаетместо философским декларациям (роман «После многих лет умирает лебедь», 1939) Хаксли начинает подчеркиватьбиологическую сторону человеческой натуры, близость человека к животному.Писатель впадает в мистицизм, обретает веру в загробную жизнь в ее буддийскомварианте. Велико значение творчества Хаксли для понимания эволюции культуры XX в.: его книги запечатлели важный икризисный момент буржуазного сознания. Именно Хаксли одним из первых стремилсяхудожественно отразить распространенную сегодня на Западе «некоммуникабельность»,антигуманистическую сущность технократической цивилизации. Впервые он поднял настраницах своих книг вопросы экологии и истощения недр, волнующие человечествосегодня.

Котрапункт(Point counter point. 1928)

—самый значительный роман Хаксли. Построен по законам музыкальной композиции, поправилам контрапункта. Сюжета, как такового, в романе нет, повествованиесостоит из ряда сменяющих друг друга эпизодов, в которых действуют те или иныегерои, — их жизненные пути то идутпараллельно, то вдруг причудливым образом переплетаются. Такой прием позволяетписателю показать своих персонажей в разных ракурсах и с нескольких точекзрения: после эпизода, в котором два персонажа разговаривают о третьем, следуетэпизод, в котором этот третий действует. Прием этот очень эффективен дляраскрытия противоречия между видимостью и сущностью. «Контрапункт» прежде всего — роман сатирический. Высший свет,художническая богема изображены в нем с большей силой отрицания, нежели впредыдущих романах Хаксли, причем отрицание это сопровождается утверждениемистинных человеческих отношений. Одним из них для Хаксли всегда было искусство:картины молодого Джона Бидлейка, музыка Баха, старинная живопись. Искусство, поХаксли, существует наперекор жизни. В жалкую развалину превратился Бидлейк, носозданные им картины продолжают восхищать людей. Этот феномен понимается Хаксликак важнейшее проявление всегда занимавшей его антиномии души и плоти. Писательнс верил в возможность гармонии этих двух начал. Существование человекатрагично, ибо оно неминуемо завершается смертью, которая всегда бессмысленна ижестока. Эти взгляды Хаксли, во многом Предвосхищающие идеиписателей-экзистенциалистов, накладывают пессимистический отпечаток На общуютональность книги. Поиски этического идеала оказываются безрезультатными. Носила

«Контрапункта» не в положительнойпрограмме.

Произведения

Желтый Кром; Рассказы / Пер. Л.Паршина; Предисл. Г.Анджапаридзе иТ.Мартиной.— М.: Худож.лит., 1987.— 302с.; И после многих весен / Пер.А.Зверева.— М.: Изд-во им. Сабашниковых,1992.- 272 с.; Контрапункт; Новеллы.- Л.: Лениздат, 1990.- 603 с.; Новеллы / Сост. Н.Дьяконовой и И.Комаровой; Вступ. ст. Н.Дьяконовой.- Л.:Худож. лит., 1985.- 456 с.;

О дивный новый мир / Пер. О. Сороки; Обезьяна и сущность / Пер. И. Русецкого. — В кн.: О дивный новый мир: Английская антиутопия, М., 1990, с.295—717; Через много лет; Гений и богиня/ Пер. и примеч. В. Бабкова; Предисл. А.Шишкина.— М.: Прогресс, [1994].— 365 с.; шутовскойхоровод / Пер. И.Романовича.- М.:Гослитиздат, 1936.- 328 с. After many a summer— London: Chatto a. Windiis, 1939.— 314 p.; Antic hay — Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1948.- 254 p.; Brave new world.- London:Chatto a. Windus, 1934.- 306 p; Collected short stories.— London: Chatto a. Windus, 1957.— 397 p.; Crome yellow / Предисл. Г.Анджапаридзе.— М.: Progress, 1976.— 277 p.; Eyeless in Gaza.— Harmondsworth, Midd'x: Penguinbooks, 1965.— 399 p.; Point counterpoint.— New York: The modern libr., 1928.— 514 p.

Литература

Жантиева Д. Г. Олдос Хаксли,— Вкн.: Жантиева Д. Г. Английский роман XXвека, М., 1965, с. 243—259; Ивашева В. В. Олдос Хаксли.— В кн.: Ивашева В. В.Английская литература: XX век, М., 1967, с. 22—31;Палиевский П. Гибель сатирика. — В кн.:Современная литература за рубежом, М., 1962,с. 451-476. Atkins I. Aldous Huxley: A literary study. - London: Calder a. Boyars, 1967. - XXXVII, 218 p.; Bedford S. AldousHuxley: A biography.— New York: Knopf; Harper a. Row, 1974.— XVIII, 805 p.; Henderson A. Aldous Huxley. - New York: Russel a. Russel, 1964. - 258 p.