Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

НИКОС КАЗАНДЗАКИС (ΝΙΚΟΣ ΚΑΖΑΝΤΖΑΚΗΣ. 18831957)

ЛИТЕРАТУРА ГРЕЦИИ

— прозаик, поэт и драматург.Родился в городе Гераклионе на острове Крите в семье землевладельца. В 1902 г.поступил на юридический факультет Афинского университета, который закончил сотличием в 1906 г. Литературная деятельность Казандзакиса началась с драмы«Рассветает», поставленной в 1907 г. на сцене театра «Афинеон», и новеллы «Змеяи лилия». Последующие годы он проводит в Париже, некотороевремя путешествует по Италии, а в 1910 г. переезжает в Афины и издает там рядсвоих книг. С 1911 г. Казандзакис много времени отдает переводам на новогреческийязык произведений западноевропейских историков, философов и литературоведов. Вначале 20-х гг. он задумывает ряд философских трагедий в стихах и среди них —«Будду», «Одиссею», «Христа». В эти же годы Казандзакис изучает русский язык, ав 1925—1926 гг. несколько месяцев проводит в Советском Союзе в качествеспециального корреспондента афинской газеты «Элефтерос логос». В 1927 г. онснова посетил СССР. В 1930 г. выходит его «История русской литературы». В этиже годы писатель занимается и переводами классиков мировой литературы. В 1930г. опубликованы его переводы «Божественной комедии» Данте, «Фауста» Гёте,«Отелло» Шекспира. В период немецкой оккупации (1941—1944) Казандзакис живет наострове Эгина, где заканчивает трагедию «Янцзы» («Будда»), начинает роман оЗорбе, совместно с филологом Какридисог переводит «Илиаду», пишет трагедии«Каподистриас», «Константин Палеолог" Героическая борьба греческого народапротив фашизма оказала большое влияние на творчество писателя. Именно в этигоды он переходит от трагедии к роману и создает свои лучшие произведения —романы «Христа распинают вновь», «Капитан Михалис». В 1946 г. Казандзакис уехалв Западную Европу и здесь, в основном во Франции, временами в ЗападнойГермании, провел последнее десятилетие жизни. В 1956 г. по решению ВсемирногоСовета Мира Казандзакис был награжден Международной премией мира. Самым большимпо объему произведением Казандзакиса является «Одиссея» — эпопея, над которойон работал с перерывами в течение пятнадцати лет. Но мировую славу принеслиКазандзакису романы, написанные в последнее десятилетие его жизни. Героипроизведений Казандзакиса — люди сильные, наделенные титанической энергией и необычайнымиспособностями, всегда готовые пожертвовать собой ради свободы и счастья своегонарода.

Жизнь и приключения Алексиса Зорбы(О βίοςκαι ή πολιτείατου ΑλέξηΖορμπά. 1946)

— программное произведениеписателя. Роман, действие которого относится к 1920—1930-м гг., во многомавтобиографичен. Лирический герой романа (он же рассказчик) — молодой писатель— и 65-летний грек-простолюдин Зорба отправляются на Крит, где надеютсяразбогатеть на продаже добытого из арендованной шахты лигнита. На событийномуровне в романе мало что происходит: шахту завалило, рухнула и канатная дорога,которой герои занялись после провала затеи с лигнитом. Неторопливо, в эпическойманере писатель живописует патриархальные, порой довольно жестокие нравыостровитян, в чьи распри оказываются втянутыми оба персонажа. Ноты фатальнойобреченности слышатся в лирической мелодии краткой любви рассказчика и местнойроковой красавицы. Параллельно с событиями, происходящими непосредственно«перед глазами» читателя, автор выстраивает обширный ассоциативный ряд. Особоодержим ассоциациями лирический герой, рефлектирующая личность, для которогопредпринимательство лишь предлог для ничегонеделания и углубления в изыскания вобласти христианской и восточной религий. Мимолетные встречи, звуки, запахи,смена времен года — все это дает пищу для его богатого воображения. Рядом с нимнезримо присутствует образ его молодого друга, отправившегося на Кавказ сотважной миссией — вывезти гонимых там этнических греков на родину. Но этазатея оканчивается гибелью персонажа. Отсвет обреченности замыслов ли,человеческой ли жизни придает роману элегический характер. Сюжетный «фон» книги— величественная безмятежная природа нетронутого уголка земли, которым неперестают восхищаться главные герои, особенно Зорба. В книге отчетливо слышныхристианские мотивы, а наряду с ними и богоборческие, выразителем которыхвыступает Зорба. Это человек стихии, не подверженный предрассудкам и устоямбуржуазного общества, кладезь народной мудрости, из которого лирический геройчерпает истины. Малограмотный, любвеобильный, много повидавший на своем веку, впрошлом участник жестоких национально-освободительных схваток, Зорба охваченжалостью к миру, катящемуся в бездну (период между двумя войнами), к человеку,не перестает задаваться вопросами о смысле бытия. В финале романа, потрясенныйизвестием о гибели своего молодого друга, лирический герой с грустью расстаетсяс Зорбой, к которому привязался как к отцу, и возвращается в цивилизованныймир.

Христа распинают вновь(ΌΧριστός ξανασταυρώνεται.1948)

— роман, местом действия которогоКазандзакис избрал глухую деревушку Ликовриси в Анатолии. В ней господствуютпатриархальные отношения, для большинства обитателей характерны примитивныепредставления о жизни. Основа сюжетной линии романа — подготовка села ктрадиционной пасхальной мистерии. Сопоставление евангельских истин сдействительностью пробудило сознание героев романа и наглядно показалорасхождение между словами и делами сельской верхушки во главе с попомГригорисом и ростовщиком Ладасом. Жители Ликовриси разделяются на двавраждебных лагеря: в одном — богачи, обманом привлекшие на свою сторону большуючасть крестьян; в другом — горстка друзей пастуха Манольоса, одного из главныхгероев романа. Борьба между этими лагерями доходит докровавых столкновений. На помощь попу Григорису приходят турецкие власти; чтобыспасти жизнь своих друзей, Манольос, который должен был в мистерии изображатьХриста и искренне поверил в свою миссию защитника обездоленных, добровольноотдает себя на растерзание толпе. Ликоврийского Христа распяли — Манольоспогиб, но его мысли и идеалы — освобождение бедноты и создание справедливогообщества — уже овладели сердцами простых людей, и автор глубоко убежден вгрядущей победе справедливости.

Капитан Михалис.Свободаили смерть(ΌΚαπετάνΜιχάλης.Έλευτεριά ήθάνατος. 1950)

— роман, по праву считающийсялучшим произведением Казандзакиса. Тема национально-освободительного движениядолгое время занимала писателя, но только в этой книге ему удалось раскрыть еедостаточно глубоко. В романе рассказывается о восстании критян против турок подпредводительством одного из старейшин острова капитана Михалиса — героя,наделенного редкой силой духа, пламенным сердцем и беззаветной храбростью.Вначале капитан Михалис пытается не допустить кровопролития. Он даже становитсяназваным братом Нури-бея, представителя турецкой власти на Крите. Но братствомежду поработителями и порабощенными невозможно. Все учащаются стычки междугреками и турками в различных районах страны. Капитан Михалис созывает советстарейшин, который постановляет начать вооруженную борьбу. Исход этой борьбырешают крупные подкрепления, полученные турками. Повстанцы разбиты, капитанМихалис погибает. Финал романа трагичен. Но Казандзакис верит, что «зло в концеконцов всегда оказывается побежденным. Необходима долгая борьба, много пота икрови для того, чтобы человек завоевал свои права. Свобода — это самая большаядрагоценность...»

Произведения

Христа распинают вновь: Роман /Пер. Я. Мочоса, И. Поступальского; Вступ. ст. Я. Мочоса.— М.: Гослитиздат,1962. — 470 с.

θέατρο:Εις 3 τ.—Αθήνα: Δίφρος, 1955—1956; ΌΒίος και ήΠολιτεία τουΑλέξη Ζορμπά:Μυθιστόρημα.—Αθήνα: Δίφρος, 1959.—445 σ.; Ό ΚαπετάνΜιχάλης.'Ελευτεριά ήθάνατος:Μυθιστόρημα.—Αθήνα: Δίφρος, 1957.—448 σ.; Ό Χριστόςξανασταυρώνεται:Μυθιστόρημα. —Αθήνα: Δίφρος, 1954.—464 σ.; Ο' Φτωχούληςτου θεού:Μυθιστόρημα.— Αθήνα:Δίφρος, 1957.— 370 σ.

Литература

ΖωγράφουΛ. ΝΐκοςΚαζαντζάκης:'Ένας τραγικός.— 2.εκδ.— Αθήνα:Παπαζήσης, 1977.— 314 σ.;Χουρμούζιος Α.ΝΐκοςΚαζαντζάκης:Κριτικάκείμενα. — Αθήνα:"Εκδ. των Φίλων,1977. — 285 σ.; Prevelakis Ρ. NikosKazantzakis and his Odyssey.- New York: Šimon and Schuster, 1961.—192 p.