Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

НАТАНИЭЛ XOTOPH (NATHANIEL HAWTHORNE. 18041864)

ЛИТЕРАТУРА США

—представитель американского романтизма, в произведениях которого критикабуржуазной цивилизации облечена в весьма своеобразную форму. В романах («Дом осеми фронтонах», 1851;

«Алая буква», 1850; «Мраморный фавн», 1860) и новеллах Хоторн противопоставляет моральную чистоту своихположительных героев, их бескорыстную любовь к людям эгоистическому и корыстномуначалу, господствующему в обществе. В поисках душевной гармонии и полноценнойжизни Хоторн обращается или к далекому прошлому своей родины, или к тихому,близкому к природе уединению. Однако трагические судьбы многих героев писателясвязаны с охватывающим их чувством одиночества. Отгородившись от окружающейжизни, они не могут достичь той нравственной гармонии, к которой стремятся.Воспроизводя прошлое страны, с особой мягкостью и поэтичностью рисуя природу, Хоторннасыщает свои произведения самобытными национальными мотивами. Наибольшейпопулярностью пользуются его новеллы и роман «Алая буква», переведенный намногие языки. Хоторн был сыном морского капитана. После окончания колледжа инескольких лет литературной работы он на некоторое время стал членомфурьеристской общины Брук Фарм. Затем Хоторн служил таможенным чиновником, былконсулом США в Англии, жил в Италии; умер он на родине.

Новеллы

—объединены Хоторном в сборниках «Дважды рассказанные истории» (1837—1842), «Легенды старой усадьбы» (1846), «Снегурочка и другие дваждырассказанные истории» (1851). Известнытакже его детские сказки и рассказы и сборник «Дедушкино кресло» (1841). Опоэтизированная Хоторномпатриархальная жизнь, близкая к природе и далекая от суеты больших городов,ярче всего представлена в «Легендах старой усадьбы». Некоторые новеллы Хоторнарисуют жестокость пуританского фанатизма XVIIв. («Кроткий мальчик»), другие воспевают радость простой жизни, человеческоебескорыстие и безыскусственность («Великий карбункул»). В новелле «МолодойБраун» разоблачаются ханжество и фальшивые добродетели. В новелле «Снегурочка»утверждаются романтические идеалы; поэтическая фантазия противопоставленабудничной практической философии. Новеллы Хоторна большей частью овеяныгрустью. Писатель сознает, что бегство от тревожной, полной противоречий, ноживой жизни бесплодно и приводит всего лишь к чувству мучительного одиночества.

Алаябуква(The scarletletter. 1850)

—роман, рассказывающий историю Эстер Принн, которая изменила мужу и, родивребенка от другого человека, отказалась назвать имя своего соблазнителя.Жестокие пуританские нравы и законы Новой АнглииXVII в. создают вокруг Эстер атмосферу презрения и преследования. Средиобвинителей Эстер Принн оказывается также и отец ее ребенка, священникДиммсдейль, который после длительных колебаний публично кается в своей вине.Эстер приговорена к позорному столбу; она обязана постоянно носить на грудивышитую алую букву — знак того, чтонарушила супружескую верность. Эстер находит в себе силы не только понять, но иосудить те косные общественные устои и жестокие традиции, которые ранееказались ей незыблемыми и вечными. Душевное возрождение Эстер Принн завоевываетей уважение окружающих, она одерживает моральную победу.

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. /Сост. и коммент. А.Долинина; Вступ. ст. Ю.Ковалева.— Л.:

Худож. лит., 1982; Дом о семи фронтонах: Роман; Новеллы / Предисл. Ю. Ковалева.— Л.: Худож. лит., 1975.— 504 с.; Новеллы / Сост. и предисл. А.Левинтона.— 2-е изд.—М.; Л.: Художлит., 1965.- 494 с. The scarlet letter / Предисл.М. Бельского. —М.: For. lang. publ.house, 1959.— 286 p.; Selected tales andsketches / Introd. by H. Waggoner.-New York: Rinehart, 1950.- XXX, 410 p.

Литература

Каули М. Готорн в уединении.— Вкн.: Каули М. Дом со многими окнами,М.,1973, с. 13—46; Manley S.N. Hawthorne: Captain of theimagination.—New York: Vanguard Press, 1969.— 257 p.; Mellow J.R. Nathaniel Hawthorne in his times.—Boston: Houghton Mifflin, 1980.— XIII, 684 p.; Wagenknecht Е. Nathaniel Hawthorne: The man, his tales andromances, and life. —New York: Continuum, 1989.- XII, 264 p.