Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

МОЛЬЕР (MOLIÈRE. 16221673)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— настоящее имя ЖанБатист Поклен; один из величайших комедиографов мировой литературы. Будучипоследователем господствовавшего в его время классицизма, Мольерпротивопоставляет его формальным канонам жизнерадостный, полнокровный реализмсвоего творчества, связанного с традициями народного театра. Он создает галереюгероев из народа — ловких, умных, здравомыслящих и насмешливых слуг, говорящихна живом простонародном языке. Блестящий сатирик, Мольер бичевалне только церковь, аристократию, но ипороки нарождающейся буржуазии. Утверждая принципы гуманистическойморали, он ввел в комедию правду психологических переживаний, социальнуютипизацию. Сын придворного обойщика, Мольер получил хорошее образование, носвой диплом лиценциата прав променял на любимую профессию актера. Он много летработал в бродячей труппе, для которой начал сам писать пьесы. Оставленная пораспоряжению Людовика XIV в Париже труппа Мольера, игравшаямногочисленные комедии писателя, завоевала симпатии широкого зрителя иненависть высших слоев французского общества. Много лет продолжалась борьбадраматурга против лицемерия и ханжества католических кругов, неоднократнодобивавшихся запрещения его пьес. Мольер выступал на сцене до самой смерти (онскончался вскоре после спектакля «Мнимый больной» и был по распоряжениюархиепископа похоронен ночью за кладбищенской оградой, без обрядов, как человек«грешной» актерской профессии). Комедии Мольера оказали огромное влияние наразвитие французской драматургии и заняли прочное место в репертуареевропейских театров.

Смешныежеманницы(Lesprécieuses ridicules. 1659)

— одноактная пьеса,написанная в фарсовых традициях, с грубоватой откровенностью и элементамибуффонады, была злободневна для своего времени. Мольер осмеял в ней жеманниц изпарижских аристократических салонов и господствовавшую в то время моду наизощренность в литературе, в манерах и в разговорном языке знати.Провинциальные мещанки Мадлон и Като не желают выходить замуж по совету их отцаи дяди, трезвого буржуа Горжибюса. Они мечтают об утонченном обществе, окрасоте и изяществе, которые в их представлении неотделимы от манер парижскихсалонов. Обиженные ими женихи решают отомстить капризным невестам и посылают кМадлон и Като своих слуг, выступающих перед девушками под именами виконта имаркиза. В их речи и манерах великолепно пародирован жеманный стильаристократии. Слуги, увлекаясь своей ролью, покоряют сердца девиц, но, к стыдуи отчаянию Мадлон и Като, разоблачаются своими господами, которые строгонаказывают слуг и выгоняют их.

Тартюф(Tartuffe. 1664—1669)

— пьеса, названнаяпо имени главного героя — символа лицемерия, скрывающегося под маскойдобродетели. Незамедлительно после представления комедии имя Тартюф сталонарицательным. Действие происходит в доме богатого буржуа Оргона, полностьюпопавшего под влияние проходимца Тартюфа. Ловко запутывая наивного Оргона впаутине интриг, прикрываемых добродетельно-казуистическими рассуждениями, этотразвратник и проходимец клевещет на молодых членов семьи, разгадавших егосущность, и присваивает имущество Оргона. Наконец Оргон прогоняет Тартюфа,пытавшегося соблазнить его жену. Опасный интриган доносит на Оргона, добиваясьего ареста по обвинению в нелояльности к королю. Развязка комедии неожиданна иискусственна: появляетсяполицейский, пришедший арестоватьТартюфа по указу короля. Мольерсоздал в комедии полнокровный и живойобраз служанки Дорины, острой на язык, наблюдательной и смелой, быстрораспознавшей в Тартюфе проходимца.

Мизантроп(Le misanthrope. 1666)

— стихотворнаякомедия, в которой комическое начало как бы оттеснено трагизмом ситуаций ипереживаний героя. Пьеса отличается углубленной психологической характеристикойперсонажей, острым и эффектным диалогом. Мольер раскрывает трагедию одиночестваумного и честного Альцеста, чувствующего себя чужим в светском обществе. Оноткровенно высказывает свое мнение о его представителях и тщетно пытаетсяисправить зло, читая горячие, но зачастую неуместные нравоучения. Судебныйпроцесс по имущественному делу Альцест согласен проиграть только для того,чтобы доказать, что он прав, критикуя несправедливость суда. Альцест страдает отнеразделенной любви к жестокой и пустой светской кокетке Селимене иокончательно теряет ее, предложив вместе с ним покинуть высший свет. И хотяАльцест иной раз наивен в словесных протестах, своим правдолюбием, искренностью, стремлением бороться собщественным злом он еще резче подчеркивает пустоту и лицемерие придворногообщества. В этой комедии Мольер также сатирически изображает литературныенравы своего времени.

Скупой(L'avare. 1668)

— комедия, в которойМольер создает образ скупца Гарпагона, чье имя стало нарицательным. Страсть кнакопительству полностью захватила Гарпагона, убила в нем живые человеческиечувства: скупец держит слуг впроголодь, дом — в запустении и в конце концовиз-за денег решает пожертвовать собственной семьей. Считая, что деньги даютему власть и над чувствами, и над судьбами людей, он собирается жениться намолоденькой Марианне, возлюбленной собственного сына. Своей скаредностьюГарпагон доводит сына и дочь до воровства и обманов. Он с легкостью готовразрушить счастье дочери Элизы, любящей Валера, отдав ее замуж за пожилогоАнсельма только потому, что тот не требует приданого. Однако он вынужденсогласиться на брак сына с Марианной, так как только при этом условии емуобещают вернуть украденную шкатулку с деньгами. Власть денег, их разлагающеевлияние с огромной проницательностью раскрыты Мольером в этой комедии.

Жорж Данден(George Dandin. 1668)

— бытовая комедия,где Мольер наказывает своего героя, богатого крестьянина Жоржа Дандена за то,что он из-за тщеславия, твердо веря в неотразимую силу кошелька, женился надочери обедневшего барона Анжелике, не поинтересовавшись ее чувствами. Онпопросту купил ее у родителей, падких на деньги. Данден становится посмешищем вдворянской семье жены, попадает в самые дурацкие и унизительные положения. Родители покровительствуют роману дочери смолодым Клитандром, считая естественным, что их дочь изменяет мужику сдворянином. Жорж Данден, беспомощный перед хитростью и ловкостью жены, частопринужден просить у нее же прощения, повторяя про себя ставшую крылатой фразу:«Ты этого хотел, Жорж Данден».

Мещанин во дворянстве(Lebourgeois gentilhomme. 1671)

— комедия-балет,первое произведение этого жанра в литературе. Мольер рисует тщеславногобогатого буржуа Журдена, мечтающего пробиться в высшее дворянское общество.Журден способен только на неуклюжее подражание аристократическим манерам.Знамениты комические сцены, в которых учителя дают уроки тупому Журдену,насмехаясь над его тщеславием и невежеством. Журдену противопоставлена егожена — простая женщина, возмущенная причудами мужа и покровительствующая романусвоей дочери с человеком третьего сословия, добившимся благодаря способностям иобразованию хорошего положения в обществе. Слуги играют большую роль в комедии.В противоположность Журдену они наделены умом и сообразительностью, обладаютживым характером и энергией.

Мнимыйбольной(Lemalade imaginaire. 1673)

— последняя комедияМольера, которую он писал, будучи безнадежно больным, и в которой за несколькочасов до смерти сыграл роль героя Аргана. Автор осмеивает шарлатанов-врачей имнительных людей, ослепленных пышными словесами схоластической лженауки. Вечнодрожащий за свое здоровье Арган, пытающийся заставить дочь выйти замуж запсевдоученого врача, жена Аргана Белина, мечтающая ускорить смерть мужа изапрятать в монастырь свою падчерицу, чтобы завладеть наследством, маленькаядочь Аргана Луизон, уже зараженная притворством и хитростью, — все этихарактеры изображены весьма живо, ярко и достоверно. Бойкая служанка Туанеттпредлагает Аргану притвориться мертвым, и таким образом он узнает о преданностидочери и о вероломстве жены. Пьеса заканчивается балетной интермедией,разоблачающей невежество и шарлатанство.

Произведения

Полное собрание сочинений: В 4 т. / Под ред. М.Н.Любимова; Вступ.ст. Г.Н. Бояджиева. — М.: Искусство, 1966—1967; Полное собрание сочинений: В 3т. / Предисл. Ю.А.Гинзбург и С. И.Великовского. — М.8 Искусство, 1985—1987;Комедии / Вступ. ст. и примеч. Г. Н. Бояджиева. — М.: Худож. лит., 1972. — 660с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes: En 3 vol. / Éd. établie,prés. et annotée par R. Bray. —Paris: Éd. du club dumeilleur livre, 1954—1956; Oeuvres complètes: En 2 vol. / Textes établis,prés. et annotés par G.Couton. —Paris: Gallimard, 1976.

Литература

Бордонов Ж.Мольер / Пер. С. И. Великовского и Ю.А.Гинзбург. — М.: Искусство, 1983.— 415 с.;Бояджиев Г. Н.Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. — М.:

Искусство, 1967. — 555 с.; Булгаков М. Жизнь господина деМольера. — М.: Мол. гвардия, 1962. — 237 с. — (Жизнь замечат. людей); ГликманИ. Мольер: Крит.-биогр. очерк. — М.; Л/ Худож. лит 1966. - 279 с. Chevalley S. Molière en sontemps. 1622—1673.— Paris;Genève: Minkoff, 1973. — 421 p.; Jasinski R. Molière. — Paris: Hatier, 1970. — 287 p.; Mallat F. Molière. — Paris:Grasset, 1986.— 475 p.