Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

МИХАИЛ САДОВЯНУ (MIHAIL SADOVEANU, 18801961)

ЛИТЕРАТУРА РУМЫНИИ

— один изосновоположников новой литературы в Румынии. Отец Садовяну был адвокатом,мать-крестьянкой. Значительная часть его детства прошла в деревне у родителейматери. Еще будучи учеником Ясского национального лицея, Садовяну начинаетписать. В 1904 г. выходят сразу четыре книги молодого писателя: «Рассказы»,«Соколы», «Задушенные страдания», «Корчма деда Преку», три из которыхудостаиваются различных премий. Садовяну выступил как продолжатель демократическихтрадиций румынской литературы. Большое влияние на молодого писателя оказалотворчество русских писателей-классиков — Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н.Толстого. Тяжелая жизнь крестьянина, его протест против беззакония иэксплуатации — тема лучших произведений Садовяну, написанных до 1944 г. Вцентре исторических романов писателя находится народ — борец за национальнуюнезависимость против иноземных захватчиков. Тема народа проходит через всетворчество Садовяну — и рассказы, и такие крупные произведения как «УлицаЛэпушняну» (1921), «По Серету мельница плыла» (1923), «На постоялом двореАнкуцы» (1928), «Чекан» (1930), исторический роман «Братья Ждер» (1935—1945),автобиографическая книга «Годы ученичества» (1944). Правдивое изображение нужди чаяний трудовых людей придавало произведениям писателя-демократа и патриотаострое социальное звучание. В годы фашизма Садовяну подвергался преследованиям.После освобождения страны от фашизма Садовяну принимает активное участие встроительстве социализма как писатель и общественный деятель. Академик Садовянубыл на протяжении многих лет заместителем председателя Великого национальногособрания, возглавлял Постоянный комитет сторонников мира в стране, был членомВсемирного Совета Мира и Комитета по присуждению международных Ленинских премий«За укрепление мира между народами», возглавлял Союз писателей Румынии.Признанием его большого вклада в дело борьбы за мир явилась международнаяЛенинская премия «За укрепление мира между народами», присужденная Садовяну в1961 г. Из произведений, написанных Садовяну после 1944 г., наиболеезначительными являются повесть «Митря Кокор» (1949) и исторический роман«Никоарэ Подкова» (1952). Всей своей жизнью и творчеством Садовяну былустремлен к одной цели:утверждению справедливости,социальной и человеческой. Глубокий художник-реалист, чуткий психолог,он заставляет читателя с напряженным вниманием и горячим сочувствием следить засудьбами своих героев. Бытописатель, обладающий огромной наблюдательностью,Садовяну в многочисленных рассказах рисовал «свинцовые мерзости»провинциального захолустья, мещанские нравы, достигая порой подлинно чеховскойвыразительности.

По Серету мельница плыла(Veneao moară pe Şiret. 1923)

— роман, сюжетнуюоснову которого составляет любовная драма: помещик Филоти Бучуману делает своейналожницей крестьянку Аницу Русу, полюбившую Костю, сына Филоти. В то же времяАницу любит крестьянин Василе Бребу, который вступается за ее честь ипокушается на жизнь Кости. Поняв, что Аница сама не хочет уходить изпомещичьего дома, Василе убивает ее. Этот сюжет служит Садовяну для раскрытиядвух идей, проходящих через все его творчество: идеи «боярского греха», то естьпреступления помещичьего класса перед народом, и идеи возмездия, отмщениянарода за все его унижения. Не ограничиваясь рамками любовно-романтическойинтриги, писатель создал подлинно социальный роман.

На постоялом дворе Анкуцы (Hanu-Ancuţei.1928)

— повесть,включающая несколько связанных единым сюжетомновелл. На постоялом дворе Анкуцысобрался самый различный народ: тут и рэзеш (мелкий землевладелец), ипастух, и сельский священник, и купец.Все эти люди, сидя за стаканом вина, рассказывают друг другу различные истории. С помощью этого приема Садовяну создаетсвоеобразное повествование о румынском народе, о его характере. Каждаярассказанная история раскрывает одну из черт народного характера: чувствособственного достоинства, благородство, отвагу. Романтически приподнятая постилю, книга правдиво повествует о народной жизни языком самого народа,красочным и выразительным. Наиболее впечатляющей новеллой является «Судобездоленных», где говорится о гайдуке — народном мстителе Василе, прозванномВеликим, и о народном суде над изувером-помещиком.

Жизнь Штефана Великого(Viaţalui Ştefan cel Mare. 1934)

— историческийроман, в котором героическое прошлое Румынии противопоставляется ее настоящему.Выражен протест против антинародной политики правящих классов, против фашизма.Книга Садовяну, стилизованная под летопись, посвящена жизнеописанию молдавскогогосподаря Штефана Великого (1457—1504), патриота, борца против иноземныхзахватчиков, мудрого политика, который, понимая свободолюбивые устремлениянарода, отстаивал его интересы и в своей борьбе опирался на народ.

Митря Кокор(Mitrea Cocor. 1949)

— в этой повестиСадовяну как бы подводит итог своим многолетним размышлениям об участирумынского крестьянства. Судьба Митри Кокора, деревенского парня, предстает вповести как воплощение обездоленности миллионов тружеников земли. Тяжелоедетство, беспросветные годы рабского труда на помещика Кристи-Трехносого,зарождение неосознанного стихийного протеста против несправедливости. В армииМитря знакомится с коммунистом Флорей, который разъясняет деревенскому парню,что такое капиталистическая система. Окончательно герой Садовяну прозревает вплену, в Советском Союзе, и, возвратившись на родину, в свое село, организуетраздел помещичьей земли. Показав на примере Митри Кокора типичный путькрестьянина, переходящего от стихийного протеста к сознательной борьбе за своиправа, Садовяну создал глубоко народное произведение, получившее широкоепризнание во многих странах мира.

НикоарэПодкова(NicoarăPotcoayâ. 1952)

— исторический роман,одно из лучших произведений Садовяну.После освобождения страны писатель творчески переосмысливает свои старыеизлюбленные темы. Так, обратившись к историческому сюжету, использованному имеще в 1904 г. в романтической повести «Соколы», писатель создает роман «НикоарэПодкова». Запорожский гетман Никоарэ Подкова, брат убитого молдавскогогосподаря Иона Жестокого, решает отомстить за брата и захватить княжескийпрестол. Добившись своей цели, он, однако, отказывается от власти. Сюжетнаялиния, одинаковая в обоих произведениях, выглядит вместе с тем по-разному вповести и романе. Поступками Подковы в повести «Соколы» руководит жажда личноймести и внезапно охватившая его страсть. В романе Подкова изображен какнародный герой, чья цель — отомстить за поруганный народ, за его страдания. В«Никоарэ Подкова» Садовяну показывает роль народа в историческом процессе.

Произведения

Избранное. — М.: Худож. лит., 1976. — 450 с. (Б-ка лит.СРР); Братья Ждер / Пер. М.Фридмана, П.Быстрова; Вступ. ст. Ю.Кожевникова. — М.:Худож. лит., 1971. — 767 с.; Жизнь Штефана Великого / Пер. М.Фридмана. —Бухарест: Изд-во лит. на иностр. яз., 1957. — 225 с.; Место, где ничего непроизошло: Повести и рассказы / Пер. под ред. Д. Горбова; Сост. и предисл. Ю.Кожевникова. — М.: Гослитиздат, 1963. — 471 с.; На постоялом дворе Анкуцы. —Бухарест: Книга, 1954. — 185 с.; Никоарэ Подкова / Пер. М.Фридмана. Под ред.Н.Немчиновой. — М.: Изд-во иностр. лит., 1955. — 341 с.; По Серету мельницаплыла / Пер. М.Фридмана; Вступ ст. Б.Полевого. — М.: Гослитиздат, 1954. — 392с.; Рассказы; Митря Кокор; Л. Ребряну. Восстание / Вступ. ст. и примеч.Ю.Кожевникова. — М.: Худож. лит., 1976. — 702 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Чекан:Роман / Пер. М.Фридмана; Предисл. Ю.Кожевникова. — М.: Известия, 1983. — 126 с.Opere. Apare subsupravegherea autorului: în 22 voi. — Bucureşti: ESPLA, 1954—1973; Mitrea Cocor. — Ed. 9. —Bucureşti:Minerva, 1974. — 429 p.

Литература

Кожевников Ю.А. Михаил Садовяну.- М.: Изд-во АН СССР,1960.- 239 с.; Ройзман П. И. Михаил Садовяну: Биобиблиогр. указ. — М.: Всесоюз.кн. палата, 1962. — 96 с.; Сугоняй В. Михаил Садовяну. Жизнь и творчество. —М.: Сов. писатель, 1959. — 332 с. Aspecte din Viaţa şi operalui Mihail Sadoveanu. — Bucureşti: Ed. de stat pentrulit. şi artă, 1958. — 240 p.; Bratu S. Mihail Sadoveanu.— Bucureşti: Ed. pentru lit., 1963. — 658p.; Manolescu N.Sadoveanu sau utopia cărţii. — Bucureşti: Eminescu, 1976. — 257 p.; Sângeorzan Z. MihailSadoveanu: Teme fundamentale. — Bucureşti: Minerva. — 1976. — 332 p.