Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

МИГЕЛЬ ДЕ УНАМУНОИХУГО (MIGUEL DE UNAMUNO Y JUGO. 18641936)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— родился в баскскомгороде Бильбао, там прошли его детские и отроческие годы. Он рано потерял отца,был воспитан матерью, ревностной католичкой, и под ее влиянием собирался статьсвященником. Однако жизнь его сложилась иначе. В 1880 г. он поступил наотделение классической филологии Мадридского университета и, успешно окончивего (1884), стал преподавателем сначала латыни в родном городе, потом (с 1891)греческого языка и литературы в университете Саламанки. Назначенный в 1901 г.ректором Саламанкского университета, спустя 13 лет Унамуно был отстранен отэтой должности за антимонархические статьи и восстановлен на том же постутолько в 1930 г., после падения диктатуры Примо де Риверы. Уже в студенческиегоды Унамуно проявлял склонность к философии. Тогда же пошатнулась его вера вдогматы католической церкви. Увлечение Гегелем сменилось по возвращении вБильбао интересом к идеям социализма.Позже с не меньшей увлеченностью Унамуно изучает Спенсера, Шопенгауэра, Карлейляи Кьеркегора. Направление его философских интересов, формирование его какписателя и мыслителя определяется глубоким духовным кризисом, связанным сутратой веры и безуспешными попытками вновь ее обрести. Пережитый впервые в1897 г., этот кризис в значительной мере определяет и мировоззрение, и кругтем, и творческую манеру Унамуно-писателя. Первый, «докризисный» роман «Мир ввойне» (1897) написан еще по традиционным канонам. В нем автор вспоминает своедетство и один из эпизодов второй карлистской войны — осаду Бильбао, свидетелемкоторой он стал в свои юные годы. Последующие романы — «Любовь и педагогика»(1902), «Туман» (1914), «Авель Санчес» (1917), «Тетя Тула» (1921), «Святоймученик Мануэль Добрый» (1931) и др. — уже строятся вокруг «идей-страстей» иотражают размышления писателя о судьбе личности, ее становления, конфликтах ибессмертии. Близкий в интерпретации человеческого существования кэкзистенциалистам, Унамуно, однако, признает истинной жизнь личности не тогда,когда она сознает свое бытие для смерти, а тогда, когда она бросает вызовсмерти. В романах-параболах Унамуно действие доминирует над описаниями; приметвремени, бытовых деталей нет или почти нет. Точно так же и в его драмах«Сфинкс» (1898—1908), «Федра» (1910—1911), «Прошлое, которое возвращается»(1912), «Соледад» (1921), «Другой»(1926—1932), «Рахиль» (1921)и др. конкретный фон отсутствует.Отпечаток внутреннего конфликта, интеллектуальной драмы, которую переживалавтор на протяжении многих лет, несут на себе и произведения других жанров:эссе, статьи, лекции, письма. С большой глубиной личность писателя раскрылась вего поэзии (1-й сб. «Стихи», 1907).

Авель Санчес(Abel Sánchez. 1917)

— роман, темакоторого навеяна библейской историей о Каине и Авеле. Размышления над ней многозанимали автора и до ипосле написания книги.«История одной страсти» — так вподзаголовке к роману автор определил его содержание. Позже он объяснил, что,создавая этот роман, хотел достичь самого дна человеческой души, тех глубин ее,в которые люди остерегаются погружаться. Как говорится в преамбуле, геройромана Хоакин Монегро оставил дочери записки, в которых запечатлелась егомучительная страсть. Но само повествование ведется от автора, и лишь время отвремени в него вводятся фрагменты из «Исповеди». Однолетки Хоакин Монегро иАвель Санчес знакомы с самого раннего детства. К этой поре и восходит завистьХоакина к Авелю, которому все дается легко: симпатии товарищей, ученье, любовьЕлены, не ответившей на чувства Хоакина, слава талантливого живописца... Каждыйновый успех друга детства, почти брата, вызывает у Хоакина прилив темной,удушающей ненависти. Каждая новая вспышка разрушительной страсти заставляетотчетливее видеть и понимать свой недуг, тяжким напряжением всех сил подавлятьдушевную бурю, искать способ избавиться от наваждения. Каждый шаг в его жизни,сам по себе обычный и естественный, — брак, избрание Авелина Санчеса (сынаАвеля) ассистентом, речь на банкете в честь Авеля, устройство семейной жизнидочери — плод сомнений и внутренней борьбы, акт соперничества и попыткаспастись, повод к мрачным раздумьям и угрызениям совести. Не победитель и непобежденный, Хоакин находится в постоянной борьбе с собой. Дважды он одерживаетверх над искушением уничтожить Авеля. Первый раз, когда, пользуясь ужерепутацией опытного врача, спасает жизнь тяжело заболевшему художнику. Второйраз, когда, задумав разрушить легенду о гениальности Авеля-живописца,произносит убедительную речь во славу кисти своего друга, чем упрочивает еготриумф. Но обрести покой герой не смог ни в эти моменты, ни тогда, когда пытался утешиться в браке с сострадательнойАнтонией, ни когда искал опоры в религии, ни приблизив к себе Авелина Санчеса.Сквозь призму этой поистине демонической страсти-ненависти герой осознает себя,подходит к непреходящим вопросам бытия. Создавая новые и новые ситуации дляраскрытия внутренней драмы, автор отбрасывает все бытовые подробности, скоторыми так или иначе связана человеческая жизнь. Драма разыгрывается как бывне времени и пространства. Это придает ей отвлеченно-обобщающий характер.Чтобы лишить основную коллизию исключительности, Унамуно вводит еще двухдействующих лиц: циника Федерико Куадрадо, с которым Хоакин знакомится вказино, и вечно бедствующего арагонца. В случайном знакомстве Хоакинуприоткрывается бездна, которую каждый из них скрывает от мира.

Произведения

Избранное: В 2 т. / Вступ. ст. и коммент. И.Тертерян. — Л.:Худож. лит., 1981; Назидательные новеллы / Сост. и вступ. ст. В.Столбова; Ред.пер. П.Глазовой. — М.; Л.: Гослитиздат, 1962. — XXI,363 с.; Унамуно М. де. Туман; Авель Санчес; Валье-Инклан Р. дель. ТиранБандерас; Бароха П. Салакаин Отважный; Вечера в Буэн-Ретиро. — М.: Худож. лит.,1973. — 845 с. — (Б-ка всемирн. лит.) Obras completas: En 9 t. — Madrid: Aguado, 1958—1971; Abel Sánchez;La tía Tula. — Habana, 1970. — 251 p.

Литература

Тертерян И.А. Мигель де Унамуно. — В кн.: Тертерян И.А.Испытание историей. Очерки испанской литературы XXвека, М., 1973, с. 75—129; Эджертон В. Достоевский и Унамуно. — В кн.:Сравнительное изучение литератур, Л., 1976, с. 189—194. García BlancoМ. En torno a Unamuno. — Madrid: Taurus, 1965. — 625 p.; Miguel de Unamuno / Ed. de A. SánchezBarbudo. — Madrid:Taurus, 1974. — 406 p.