Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

МАРИЯ ДОМБРОВСКАЯ (MARIA DĄBROWSKA. 18891965)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

- автор романов, новелл, драматических произведений,публицист, переводчик. Творчество Домбровской - яркая страница в историипольского реализма XX в. Писательница родилась в Руссовепод Калишем в разорившейся шляхетской семье. Окончив школу в Варшаве, онаучилась за границей, занималась естественными науками, социологией иэкономикой. В Бельгии сблизилась с демократическими кругами польской эмиграции.Первые рассказы М. Домбровской были опубликованы еще в пору ее школьногоученичества, а в 1920-е гг. стали появляться книги — «Ветка черешни», «Улыбкадетства» и др. В 1925 г. была издана книга «Люди оттуда», которая вызвалаинтерес критики и читателей и стала свидетельством творческой зрелостиписательницы. Подлинным триумфом Домбровской является цикл романов под общимназванием «Ночи и дни» (1932-1934). С середины 50-х гг. один за другимпоявлялись ее рассказы, нашедшие широкий отклик у читателей: «Третья осень»,«На деревне свадьба» и др., вошедшие впоследствии в сборник «Утренняя звезда»(1955). Охотно обращалась она к эссеистике — «Мысли о делах и людях» (1955),«Очерки с дороги» (1956); в 1959 г. издала работу о Дж.Конраде, многопереводила, в частности А.Чехова. В последние годы жизни писательницыпечатались главы из ее романа «Приключения мыслящего человека». М. Домбровская- лауреат Государственной и многих литературных премий, в 1957 г. она былаизбрана почетным доктором Варшавского университета.

Люди оттуда(Ludzie stamtąd. 1925)

— сборник рассказов, которые некоторые критики сравнивали с«Записками охотника» И.С.Тургенева. В нем Домбровская многосторонне и яркоизобразила жизнь польского деревенского пролетариата, с которой была хорошознакома. Герои Домбровской много и тяжело работают, голодают, болеют,спиваются. И тем не менее у читателя не появляется впечатления безысходности,поскольку герои этих рассказов, несмотря ни на что, способны к добрымпоступкам, к проявлениям человеческого достоинства. Писательница показывает,как глубоко у этих людей стремление к взаимной поддержке: «Как бы тебя нискрутило, всегда еще можешь другому помочь - ради этого одного стоит жить».Позже Домбровская напишет об основной цели этих рассказов: «Показать силу иглубину переживаний человека, самого забитого, беззащитного и беспомощного. Итем самым раскрыть его достоинство и для будущих времен».

Ночи и дни(Noce i dnie. 1932-1934)

- тетралогия в которую входят романы «Богумил и Барбара»,«В вечной тревоге», «Любовь», «Ветер в лицо». Домбровская работала над ней с1926 по 1934 г. По своему характеру этот цикл примыкает к тем произведениямевропейской литературы, в которых представлена жизнь ряда поколений одной семьи(«Сага о Форсайтах», «Будденброки», «Семья Тибо» и т.д.). Герои «Ночей и дней»- члены семьи Нехцицев. В описании истории этой семьи, взаимоотношений старшегои молодого поколений Домбровская добивается большой психологическойдостоверности. Это в первую очередь справедливо в отношении центральныхперсонажей — Богумила и Барбары, которых связывает не только любовь, но иверность патриотической идее и которые стали фигурами по-своему символическими,обобщившими черты глубоко национальные, типичные для многих поколений польскойинтеллигенции. Большим художественным достижением следует признать и образ ихдочери Агнешки, воспринявшей от матери ее неуспокоенность и нежелание миритьсяс отрицательными явлениями окружающей действительности, а от отца —основательность, любовь к труду, верность долгу. Однакосемейно-психологическими проблемами не исчерпывается содержание «Ночей идней»: сквозь призму судеб Нехцицев, так же как и других персонажей тетралогии,М. Домбровская показывает жизнь Польши от восстания до начала Первой мировойвойны. Эпопея Домбровской оптимистична. Писательница верит в огромнуюнравственную силу, которую дает человеку труд, в конечную победу добра. Вкритике справедливо отмечался эпический характер тетралогии: богатствоконкретных деталей окружающей жизни, органическая связь личных и историческихсудеб, особая, неторопливая манера повествования, детальный анализ характеров ипоступков действующих лиц.

На деревне свадьба (Na wsi wesele. 1955)

— повесть, вошедшая в сборник «Утренняя звезда». С большиммастерством показала здесь писательница переплетение старых обычаев с новыми,вторжение городской цивилизации в мир патриархальных деревенских отношений.Сюжет повести — деревенская свадьба. Разговоры людей, собравшихся за свадебнымстолом из разных уголков страны, касаются самых разнообразных проблемсовременности: города и деревни, религии и политики, кооперации и т.д.Поэтизируя «живую жизнь», повседневный человеческий труд, писательница в то жевремя не обходит молчанием и сложности, которые неблагоприятно сказываются насудьбах некоторых персонажей. Однако утренняя звезда, горящая над хатойЯснотов, не случайно осмысливается в повести как символ надежды на счастливоебудущее.

Произведения

Избранное / Сост. и предисл. Я.Станюкович. — М.: Прогресс,1974. — 526 с. — (Б-ка пол. лит.); Люди оттуда / Пер. М. Е. Абкиной. — М.; Л.:Госиздат, 1928. — 190 с; Ночи и дни: Роман: В 2 т. / Пер. Е.Усиевич; Вступ. ст.Я.Станюкович. — М.: Худож. лит., 1964; Утренняя звезда: Рассказы / Сост. ипредисл. С.Соколова. М.: Худож. лит., 1983. — 396 с. Pisma wybrane: 3 t. — Warszawa: Czytelnik, 1956; Ludzie stamtąd / Posł. R. Matuszewskiego. — Wyd. 12. — Warszawa: Czytelnik, 1976. — 195 s.; Na wsi wesele. — Warszawa: Czytelnik, 1975. — 78 s.; Noce i dnie: 5 t. - Warszawa: Czytelnik, 1977.

Литература

Станюкович Я. В. Реализм Марии Домбровской. — М.: Наука,1974. — 294 с. Drewnowski T. Rzecz mssowska: O pisarstwieMarii Dąbrowskiej. — Kraków: Wyd-wo lit., 1981. — 459 s.; Korzeniewska E.Maria Dąbrowska. — Warszawa:Iskry, 1976. — 83 s.