Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

КОНСТАНТЫ ИЛЬДЕФОНС ТАЛЛИНСКИЙ (KONSTANTY ILDEFONS GAŁCZYŃSKI. 19051953)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— поэт, творчество которого является одной из вершинпольской поэзии XX в. Литературную деятельность начал в20-е гг., активно участвовал в различных поэтических кружках и объединенияхмолодых польских поэтов, стремившихся к обновлению национальных поэтическихформ. Уже тогда для Галчинского было характерно обращение к жизни простых людейкак к объекту поэтического изображения. В творчестве Галчинского сочетаютсяинтимная лирика, сатира и причудливая фантазия; описание повседневных буднейсоседствует у него со «злобой дня» и доведенным до абсурда гротеском. Первойкрупной книгой Галчинского была фантастическая повесть «Порфирион Ослик, илиКлуб святотатцев» (1928), высмеивавшая духовную скудость и убожество мирамещан. Поэма «Конец света» (1930) острой сатирой разила старый, обреченный нагибель мир. Этому миру Галчинский противопоставлял «райские» странычеловеческого счастья («Фарландия»), куда можно попасть только в сказочныхсапогах-скороходах («Сапоги сапожника Шимона»). Но фантаст и мечтательГалчинский крепко держался реальной действительности, был влюблен в «простыечудеса», и его сказка сливается с жизнью: по городским булыжным мостовым едут«заговоренные дрожки», ночь похожа на «бродячий склад нот», где каждый можетнайти для себя любимую мелодию, «сереброухий месяц» заглядывает в магазины,чтобы купить себе шляпу. Приметной чертой творчества Галчинского являетсясвоеобразная пропаганда культуры. В стихах он часто обращается к именам ипроизведениям, связанным с мировым искусством и в особенности с музыкой.Некоторые его стихотворения построены по музыкальным канонам. Тема искусства,тема художника-волшебника, сказочно преображающего мир, очень важна дляГалчинского. Ярче всего она выразилась в поэме о Вите Ствоше, скульпторе XVI в.Это подлинный гимн труду народного умельца. Новые аспекты творчестваГалчинского раскрылись после войны. Он увлечен романтикой созидания, живо откликаетсяна каждое новое событие. Расширяются его связи с читателями, растетпопулярность. Галчинский выступает и как сатирик, пишет серию фельетонов«Письма с фиалкой», создает своеобразные театральные миниатюры (театр «Зеленыйгусь»), высмеивает бюрократов, лодырей, бытовые неполадки и неурядицы. Всатирической поэме «Путешествие Хризостома Бульвеция в Темноград» он выступаетпротив разного рода пережитков и предрассудков. Галчинский хорошо знал и любилрусскую литературу, переводил на родной язык русских поэтов — Рылеева,Бестужева, Кюхельбекера, Блока, Пастернака, Маршака и др. ТворчествоГалчинского покоряет богатством ритмов, яркими образами, жизнерадостностью инеистощимостью поэтической выдумки.

Произведения

Избранное / Ю.Тувим; В. Броневский; К. И. Галчинский; Сост.Д.Самойлов, Б. Стахеев. — М.: Худож. лит., 1975. — 381 с. — (Б-ка пол. лит.);Стихи / Предисл. Д.Самойлова. — М.: Худож. лит., 1967.- 263 с. Liryka i groteska / Wybór N. Gałszyńskiej. — Warszawa: Czytelnik, 1975. — 285 s.; Poezje. — Warszawa: Czytelnik, 1976.- 411 s.

ЛитератураDrawicz A. Konstanty IldefonsCałczyński. — Warszawa: Państw, zakł. wyd.szkolnich, 1972. — 299 s.; Szymański W. P. KonstantyIldefons Gałczyński. - Warszawa: PIW, 1972. — 135 s.; Wyka М. Gałczyński a wzoryliterackie. — Warszawa: PIW, 1970. — 171 s.