Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

КЛЕМЕНС БРЕНТАНО (CLEMENS BRENTANO. 17781842)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— родился в Кобленце в богатойкупеческой семье, обучался в учебных заведениях и университетах Кобленца,Бонна, Галле, Йены, пытаясь освоить торговое и горное дело, экономику имедицину. С 1801 г. он изучал философию в Гейдельберге, где подружился с Ахимомфон Арнимом. В боды наполеоновской оккупации и освободительных войн (1806—1814)Брентано был менее других романтиков увлечен патриотическим энтузиазмом; кэтому времени он — богатый наследник без определенных занятий; охота к переменемест бросает его в Южную Германию, в Берлин, в Чехию, в Вену, потом снова вБерлин; в 1818 г. эти метания заканчиваются духовным кризисом: Брентанопоселяется под Франкфуртом в католическом монастыре, где проводит оставшиеся 25лет жизни в фанатичном служении церкви. Традиционная для всех романтиков теманесовместимости искусства и действительности нашла в жизни Брентано печальноеподтверждение. Юношеская переписка Брентано с его сестрой Беттиной, тоженезаурядной писательницей («Весенний венок Клеменса Брентано», 1844),показывает, что в ранние свои годы Брентано был не чужд первоначал романтизма— веры в благотворность грядущих жизненных перемен. Напечатанный в 1803 г.роман «Годви» обнаруживает болезненную утрату этой веры, на смену которойприходит внутренний надлом, замаскированный ироническим артистизмом.Многочисленные вставные стихи в этом романе выявили выдающийся талантБрентано-лирика. Выдержанные в стиле народной песни, чрезвычайно музыкальные посвоей внутренней организации, они были явлением подлинно новаторским. Именно влирике, в ее эмоциональной непосредственности, в возрастающем трагизме образови резкости музыкальных диссонансов особенно отчетливо дает о себе знатьвызревающий в творчестве Брентано духовный кризис. Как и другие романтики,Брентано пытался противопоставить фальшивым ценностям буржуазной жизни поэзиюнародных истоков, — но делал это без настойчивости и убежденности, какиеотличали Арнима и особенно братьев Гримм. В трехтомном собрании народных сказок,обработанных Брентано (изданы посмертно в 1846—1847 гг.), фольклорная основарастворена в игре авторской поэтической фантазии. Жанр «художественной сказки» (Kunstmärchen),начало которомуположили у романтиков Тик и Новалис, у Брентано находит абсолютное завершение:в отличие от братьев Гримм и Арнима он не дорожит национальной спецификой,локальным колоритом и бытовыми подробностями. «Рассказ о честном Касперле ипрекрасной Аннерль» (1818) — по существу, последнее произведениеБрентано-художника — дает ясное представление о его манере: два безыскусныхнародных рассказа изящно объединены между собой; большая часть повествованиядоверена одной из его героинь, простой деревенской старухе, в образе которойвыражена неутоленная тоска Брентано по нравственному здоровью народной жизни ивозрастающая в его творчестве преданность католицизму. Не только трагическисломленная жизнь Брентано, но и болезненная,упоенная умиранием красота, к которой тянулось его искусство, — горькоеобвинение пошлостям и уродствам современной поэту действительности.

Произведения

Избранные стихотворения.— М.:Радуга, 1986.— 126 с.; Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль / Пер.И.Татариновой. — В кн.: Избранная проза немецких романтиков, т. 2, М., 1979, с.190—220; Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль / Пер. А. Алявдиной;Стихи в пер. Б.Ярхо. — В кн.: Немецкая романтическая повесть, М.; Л., 1935, т.2, с. 139—178. Werke: In einem Bd. / Ausgew.und eingel. von K.-H. Hahn.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1991.—XXXVII, 355 S.; Romanzen vom Rosenkranz; Gedichte /Сост.,Послесл.и коммент. С. С. Аверинцева. — М.: Raduga,1985.- 576 S.

Литература

Берковский Н. Я. Брентано. — Вкн.: Берковский Н. Я. Романтизм в Германии, Л., 1973, с. 351—395; Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма: Материалы для характеристикиКлеменса Брентано и Гейдельбергских романтиков.— М.: Сахаров, 1919.—285 с.Enzensberger H. M. Brentanos Poetik.— München: Hanser, 1961.—157 S.; Gajek B. Homo Poeta: ZurKontinuität der Problematik bei Clemens Brentano.—Frankfurta. М.: Athenäum,1971.— 629 S.