Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ИТАЛО КАЛЬВИНО (ITALO CALVINO. 19231985)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— родился на Кубе, в детстве и юности жил в Лигурии.Принимал участие в партизанской борьбе против нацистов и их фашистскихприспешников. Окончил Туринский университет, защитив диплом по творчеству Дж.Конрада. Сотрудничал в туринском издании газеты «Унита». Состоял в Итальянскойкоммунистической партии, которую покинул после венгерских событий 1956 г. С1947 по 1983 гг. на разных ролях, и более всего в качестве литературногоконсультанта, был сотрудником издательства Эйнауди. Там опубликованы почти всеего книги. В 1959 г. вместе с Э. Витторини основал журнал «Менабо деллалеттература», где печатал, в частности, дискуссионные статьи о проблемах«ангажированной» литературы. Первая повесть «Тропа паучьих гнезд» (1947) — однаиз лучших итальянских книг о движении Сопротивления — принесла ему устойчивыйуспех и удостоилась восторженной рецензии Ч.Павезе. Тема Сопротивления наряду скартинами жизни послевоенной Италии нашла отражение и в книгах повестей ирассказов «Последним прилетает ворон» (1949), «Вступление в войну» (1954) и«Рассказы» (1958). В русле дискуссий о связи литературы и индустрии, о роли интеллигентав обществе потребления написаны его повести «Строительная спекуляция» (1957),«Облако смога» (1958), «Один день члена счетной комиссии» (1963) и книгарассказов для детей «Марковальдо, или Времена года в городе» (1963). Все этикниги вполне реалистичны, однако в большинстве из них, начиная с первой,неизменно присутствует сказочный элемент в духе любимого поэта Кальвино Л.Ариосто. Для него действительность — не серые будни, а «красочный мир истории».Любовь Кальвино к самому жанру сказки получила конкретное воплощение — в 1956г. он перевел с различных диалектов, обработал и издал книгу «Итальянскиесказки» (их двести, как у братьев Гримм). А пристрастие к сказочной условностив трактовке вполне современных и в то же время вечных проблем, склонность киронии, гротеску, парадоксам наиболее ярко отразились в романах «Раздвоенныйвиконт» (1952), «Барон на дереве» (1957) и «Несуществующий рыцарь» (1959).Достигнув поразительного совершенства стиля, к середине 1960-х гг. писательувлекся литературно-математическими и логическими фантазиями и экспериментамина материале доисторического прошлого человечества (книга «Космикомическиеистории», 1965) и неевклидовых геометрий («Время на нуле», 1968). Своеобразнымвозвращением из мира чистой логики к понятно человеческим проблемам стали такжеэкспериментальные романы «Невидимые города» (1972), где неутомимыйпутешественник Марко Поло рассказывает татарскому императору Кублай-хану о городах памяти, городах желания идругих городах — живых существах, которые ему довелось узнать (на самом делеречь идет о неназванной Венеции, всегда разной и неповторимой), и «Когдаоднажды зимней ночью путник...» (1979) — о книге, в которой из-за типографскогоили какого-либо другого умысла перемешаны сюжеты самых разных книг. Посмертноопубликованы три из предполагавшихся пяти рассказов об органах чувств — сборник«Под ягуаровым солнцем» (1986).

Наши предки (I nostri antenati. 1960)

— трилогия включает философские романы «Несуществующийрыцарь», «Раздвоенный виконт» и «Барон на дереве» — при объединении писательизменил их очередность. В их основе лежит одна из любимых тем Кальвино — поискицельной человеческой индивидуальности. Герой первого из них рыцарь Аджилульфоне имеет тела. Силой воли и верой в правое дело он совершает чудеса храбростина службе у Карла Великого, однако окружающие видят лишь оболочку — светлыедоспехи. Дух его жив, пока жива вера в добро и чистоту, но, как только онузнает, что спасенная им давным-давно и спрятанная в монастыре девица погрязлав грехах, мир лишается для него смысла и он исчезает навсегда, покинув доспехи.Во второй части виконт Медардо ди Терральба, который сражается в Богемии противтурок, ударом пушечного ядра разделен ровно пополам. Каждая половина начинаетсамостоятельную жизнь, причем одна из них отличается крайней жестокостью итворит много зла, в то время как вторая старается возместить окружающимпонесенный ущерб. Между половинами происходит дуэль, проливается кровь. Опытныйврач возвращает им утраченную цельность и равновесие между добрым и злымначалом. Действие романа «Барон на дереве» происходит во второй половине XVIII в. Строптивый мальчик, которого воспитатели донимаютпридирками, решает поселиться на дереве и никогда не спускаться на землю. Онпроводит там всю жизнь, весьма активную и интересную, — читает, размышляет,заботится о растениях и животных, вмешивается в политику и принимает знаменитыхпосетителей, в том числе Вольтера и Наполеона. Даже умирая, он не изменяет себе— его уносит в неизвестность случайный воздушный шар.

Произведения

Космикомические истории / Предисл. С. Ошерова. — М.: Мол.гвардия, 1968. — 159 с.; Кот и полицейский: Избранное / Пер. А. С. Короткова;Предисл. С. А. Ошерова. — М.: Мол. гвардия, 1964. — 432 с.; Тропа паучьихгнезд; Несуществующий рыцарь; Раздвоенный виконт; Барон на дереве: Романы;Облако смога: Повесть; Путь в штаб: Рассказ / Предисл. Р. Хлодовского. — М.:Радуга, 1984. — 493 с. — (Мастера соврем, прозы). Cosmicomiche vecchie e nuove. —Milano: Garzanti, 1984. — 316 p.; I nostri antenati. — Torino: Einaudi, 1963.— XIX, 406 p.; Se una notte d'inverno unviaggiatore. — Torino: Einaudi, 1980. — 261 p.

Литература

Кин Ц. И. [«Тропа паучьих гнезд»; И. Кальвино и «Менабо»].— В кн.: Кин Ц. И. Миф, реальность, литература, М., 1968, 183-188, 237—240. Bernardini Napoletano F. I segni nuovidi Italo Calvino: Da «Le cosmicomiche» a «Le città invisibili». — Roma: Bulzoni, 1977.- 217 p.; Pescio Bottino G. ItaloCalvino.- Firenze: La Nuova Italia, 1973. — 121 p.