Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ИТАЛО ЗBEBO (ITALO SVEVO. 18611928)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— литературный псевдоним Этторе Шмица. Родившийся вобеспеченной буржуазной семье, он должен был пойти по стопам отца-коммерсанта ипо окончании школы был направлен для совершенствования знаний немецкого языка вбаварский коллеж, а затем учился в высшем коммерческом институте Револьтелла вТриесте. В 1880 г. отец будущего писателя разорился, и Этторе, чтобы поддержатьсемью, поступил в местное отделение венского «Унион-банка», где провел 18 лет,работая коммерческим корреспондентом. Он тяготился служебными обязанностями ивсе свободное время посвящал чтению итальянских классиков и французскихписателей XIX в. Увлечение творчеством Бальзака и Золя сказалось затем вего первом романе «Жизнь» (1892). Несколько раньше, сблизившись с триестинскимилитературными и художественными кругами, он начал публиковать в местных газетахстатьи и очерки, посвященные различным событиям театральной и музыкальнойжизни, а также литературно-критические заметки. Публикуя роман «Жизнь» (под псевдонимомИтало Звево), он надеялся найти признание, оставить нелюбимую службу и житьлитературным трудом. Но мечты не оправдались: роман почти не был замеченкритикой и публикой. Первоначальное название «Никчемный» достаточнокрасноречиво характеризует фигуру героя книги — человека слабого, непригодногок «нормальной» жизни среди людей, подобных прожорливым чайкам, на летухватающим добычу. Автобиографические моменты наиболее заметны в описанииатмосферы банка, буржуазных семейств, а также публичной библиотеки, где Звево,как и его герой, много времени проводил за любимым чтением. В 1898 г. Звево предпринял еще одну попытку добиться литературного успеха,опубликовав роман «Старость», в котором продолжал развивать тему слабого,«никчемного» с точки зрения «здорового» делового общества человека, чьянепохожесть и неприспособленность к жизни вызывает у окружающих недоумение инасмешки. Главный персонаж романа — далекий от реальности 35-летний фантазер,душевная дряхлость которого порождена равнодушием к «нормальной» жизни инеумением что-либо ей противопоставить кроме отрицания. Надежды писателя напризнание не оправдались и на этот раз, и он надолго устранился отлитературного творчества, не прерывая, однако, чтения философских сочинений ибеллетристики. Он пишет мало и ничего не публикует. Важным событием в его жизниявилась встреча с никому не известным тогда Джеймсом Джойсом, который в 1906 г.давал ему уроки английского языка и сделался большим поклонником его таланта. К1908—1912 гг. относятся усиленные занятия психоанализом, первоначальновызвавшим у Звево огромный интерес. Однако вскоре он начал относиться к нему,особенно применительно к медицине, с иронией, что нашло отражение в романе«Самопознание Дзено», созданном в 1919—1923 гг. Эта книга имела успех укритики, чему немало способствовал Джойс. В Италии разгорелась дискуссия междутеми, кто восхищался новооткрытым писателем, и теми, кто отказывал ему даже взнании литературного языка. Барьер молчания был тем не менее преодолен, иЗвево, продолжая заниматься делами фирмы, работал над новеллами, статьями иновым романом. В сентябре 1928 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе.Посмертно были опубликованы его новеллы, комедии, статьи, «Дневник к невесте» иобширная переписка.

Самопознание Дзено (Lacoscienza di Zeno. 1923)

— наиболеезначительный роман Звево. Написан в форме предназначенных для врача-психоаналитиказаписок немолодого триестского буржуа Дзено Козини, живущего на проценты скапитала и не имеющего определенных занятий, поскольку в силу егопрофессиональной непригодности все дела унаследованной им коммерческой фирмыведет управляющий. В повествовании выделены моменты, которые, по мнениюпациента-рассказчика, могли бы помочь врачу проникнуть в его подсознание ивыявить причины странной «блуждающей» болезни, то исчезающей под влияниемкаких-либо приятных событий, то снова появляющейся, преимущественно тогда,когда Дзено приходится принять то или иное самостоятельное решение. Такимиответственными в жизни героя моментами последовательно являются попыткиизбавиться от порока курения, смерть отца, женитьба, появление любовницы,неудачный опыт создания торгового предприятия. Записки предназначены дляврача, но поскольку Дзено не верит в клинические возможности психоанализа ипоскольку излечение от вымышленной болезни лишило бы его оправданиясобственного безделья, то он отнюдь не стремится что-либо прояснить, напротив,старается отвлечь внимание от главного, чтобы все оставалось на своих местах. Вмеру своих сил он борется за право просто существовать — вне деловых отношений,вне схватки сильных, вырывающих друг у друга добычу. Этот жизненныйпринцип героя романа оказывается ввопиющей дисгармонии с моральюкапиталистических хищников, а вусловиях зарождающегося фашизмапротивостоит господствующей концепциисверхчеловека. Именно так роман был воспринят передовой итальянскойобщественностью 20-х гг. Многие страницы книги полны комизма: в издевательскомописании Дзено некоторые персонажи его истории выглядят шутами, да и к себе онотносится довольно самокритично. Итало Звево в высшей степени свойственнаирония, в целом не очень распространенная в итальянской литературе XIX — первой половины XXв., ирония, без которой не обходится почти ни одно крупное литературноепроизведение нашего столетия.

Произведения

Самопознание Дзено / Пер. С. Бушуевой; Вступ. ст. С.Ошерова. — Л.: Худож. лит., 1980. — 472 с. La coscienza di Zeno. — 19-a ed. —Milano: Dall'Oglio, 1974. — 479 p.

ЛитератураCamerino G. A. Italo Svevo.- Torino:UTET, 1981.-XX, 492 p.; MaierB. Italo Svevo. - 2-a ed.-Milano: Mursia, 1968. — 292 p.; Montale E. Carteggio: Con gliscritti di Montale su Svevo / A cura di G. Zampa. — Milano: Mondadori, 1976. — XXIV, 210 p.; Nanni L. Leggere Svevo: Antologia dellacritica sveviana. — Bologna:Zanichelli, 1975.— XIV, 394 p.