Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 17481832)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

- величайший немецкий поэт, родился во Франкфурте-на-Майне вбюргерской семье; получил превосходное по тому времени образование, раноовладел многими языками, живыми и классическими, интересовалсяфизикой, естествознанием, историей. Пятнадцати лет Гёте поступил в Лейпцигскийуниверситет на юридический факультет. Впоследствии он закончил курс обучения вСтрасбурге. Поэт, драматург и прозаик, человек энциклопедических познаний, Гётебыл и крупнейшим ученым. На литературное поприще он вступил рано. Его юношескиепроизведения, в которых с особой силой прозвучали идеи, воодушевлявшиепередовую молодежь Германии того времени, нашли горячий отклик не только народине поэта, но и за ее пределами. Гёте возглавил течение молодой немецкойлитературы, которое вошло в историю под названием «Буря и натиск». Это движениеотразило всеобщий рост недовольства феодальными порядками, обусловленныйобострением социальных противоречий в мелкодержавной Германии. Оппозиционностькняжескому абсолютизму проявилась в творчестве «бурных гениев» в самыхразличных формах. В стихах и поэмах «бурные гении» отвергали пассивность исмирение, требовали от литературы изображения ярких и сильных страстей ихарактеров. Выступали они также против подражательной культуры высших сословий,противопоставляя ей традиции национального искусства. Однако в середине 70-хгг. в мировоззрении и творчестве Гёте произошел перелом. Он принял предложениегерцога Веймарского переехать в его резиденцию и прожил в Веймаре до концажизни. Противоречия между передовыми устремлениями Гёте и его положениемпридворного поэта и министра нашли отражение и в его творчестве. Гёте сталзрелым писателем задолго до Великой французской революции 1789—1793 гг. Егопоследние произведения написаны уже в начале 30-х гг. XVIII в. Поэтому творчество Гётеявляется как бы зеркалом переходной эпохи, когда рушился феодальный строй исоздавался строй буржуазный. Художник необычайной творческой силы, Гёте писал всамых различных литературных жанрах, выступая всегда как новатор. Емупринадлежит заслуга создания немецкой современной исторической драмы,современного романа и лирики.

Стихотворения

Гёте — великий лирик мировойлитературы. Его стихи, в основе которых часто лежат законы народной поэзии,отличаются глубиной мысли, философичны по содержанию, с необычайной силой ияркостью раскрывают мир чувств. Ранние лирические стихотворения воплотилиюношеские переживания поэта, его любовь («Фридерике Брион»), жизнерадостность(«Майская песнь»), оптимизм («Новая любовь, новая жизнь»), глубокое пониманиеприроды («На озере», «Вечерняя песнь охотника») и т. д. В балладах Гёте широкоиспользует фольклорные сюжеты, популярные в Германии («Фульский король»,«Рыбак», «Лесной царь» и др.). В более поздний период Гёте пишет философскиебаллады. В них он защищает права личности, выступает против классовых и религиозныхпредрассудков, противопоставляя античную культуру средневековой. Эти стихи,исполненные высокой поэтичности, Гёте направляет против узкого догматизмацеркви. Поэт воспевает величие чувств в людях, отвергнутых косным обществом.Таковы баллады «Коринфская невеста», «Бог и баядерка», «Пария» и др. Оды Гёте«Ганимед», «Прометей», «Старому Кроносу» и другие проникнуты тираноборческиминастроениями, утверждением духовной мощи человека и его дерзаний. «Римские элегии»— цикл стихов, стилизованных под античные поэтические формы. Эти стихотворения,посвященные природе, искусству, любви, проникнуты жизнелюбием, радостью имудрой иронией. В стихах, вошедших в «Западно-восточный диван», Гёте запечатлелсвои раздумья об эпохе, наступившей после падения Наполеона, о великихполитических и социальных потрясениях, которые испытало человечество в периодформирования буржуазного общества. Здесь также отразилось увлечение Гётекультурой и искусством Востока, тогда еще мало известными на Западе. Схудожественной выразительностью и философской силой Гёте раскрыл в«Западно-восточном диване» неповторимое своеобразие поэтики стран Востока. Вобразе мудрого жизнелюбца поэта Хатема отразились черты самого Гёте. ПоэзияГёте обогатила немецкий язык и немецкое стихосложение новыми образами,словосочетаниями, рифмами и размерами. Прелесть стихов Гёте высоко ценилиПушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский.

Гец фонБерлихинген с железной рукой(Götz von Berlichingen mit der eisernenHand. 1773)

— ранняя драма Гёте, написанная впериод «Бури и натиска». В построении и в исторической характеристике образовэтой пьесы Гёте следует Шекспиру. Пьеса написана выразительным народным языкоми изобилует массовыми сценами, которые воссоздают пестрый быт Германии XVI в. — эпохи Реформации и Великойкрестьянской войны. В образе героя пьесы, мятежного рыцаря фон Берлихингена,который перешел на сторону воююших крестьян, Гёте воплотил устремленияпередовой бюргерской молодежи своего времени. Пьеса была горячо принята вГермании.

СтраданияюногоВертера(DieLeiden des jungen Werthers. 1774)

— роман, проникнутый духом иидеями Гердера и Руссо, переведен на множество иностранных языков и принесавтору мировую славу. Герой произведения Вертер — даровитый молодой человек передовыми взглядами иустремлениями Он глубоко страдает от бесправного положения, в которомнаходилось третье сословие в 70-х гг. XVIII в. Стремясь уйти из общества чванливых, невежественныхдворян и ограниченных торгашей-бюргеров, Вертер уезжает в далекую провинцию,пытаясь найти удовлетворение в занятиях искусством. Здесь он влюбляется вмолодую девушку Шарлотту. Но она уже невеста другого. Личная и общественнаядрама Вертера приводит его к самоубийству. Реалистическая сила в изображениикартин эпохи, тонкая лиричность и глубина в передаче человеческих чувств ипереживаний, богатство философской и социальной проблематики сделали романшедевром литературы сентиментализма.

Эгмонт(Egmont.1788)

— трагедия, в основу которойположен эпизод из народно-освободительной борьбы Нидерландов против испанскихзахватчиков. Главное действующее лицо трагедии — Эгмонт — один из руководителейвосставшего нидерландского народа, взятый испанцами в качестве заложника и казненныйпо обвинению в государственной измене. Отступая от исторического прообраза,Гёте наделил своего героя необычайным благородством и величием души, сделал егопламенным революционером, который жертвует жизнью ради спасения родины. В этойпьесе Гёте создал один из лучших своих женских образов — образ девушки изнарода, подруги Эгмонта, Клерхен. Клерхен делает героические попытки спастисвоего возлюбленного. Не желая пережить его, она накануне казни Эгмонта кончаетс собой. Заключительный монолог Эгмонта, в котором он призывает народ квосстанию, послужил темой для известного музыкального произведения Бетховена.

Рейнеке Лис(Remeke Fuchs. 1794)

— эпическая поэма, написаннаягекзаметром, — блистательное обращение автора к традиции животного эпоса,сложившейся еще в средние века. «Рейнеке Лис» — сатира на феодальное общество.Под масками зверей в поэме выведены представители всех сословий: крупныефеодалы в образах медведя, волка, барсука и мелкая сошка — зайцы, куры, петухи,синички. В центре поэмы — хитрый лис, который всегда оставляет в дураках своихврагов и противников.

Годы учения Вильгельма Мейстера(WilhelmMeisters Lehrjahre. 1795—1796)

— роман, дающий яркоепредставление о Германии конца XVIII — начала XIX в., оказавший огромное влияние на формирование традицийнемецкого романа. Герой произведения Вильгельм Мейстер, молодой, образованный иодаренный бюргер, тяготится средой, в которой живет. Его не интересуюткоммерция, проблемы выгоды, наживы. Он увлекается искусством: живописью,литературой и особенно сценой. Пережив тяжелую личную трагедию, Вильгельмпокидает семью и родной город, присоединяется к бродячей актерской труппе ивместе с ней колесит по стране. Так, в непосредственном знакомстве с жизнью,происходит становление личности Вильгельма Мейстера. В романе выведена галереяживых и оригинальных характеров, показаны представители различных общественныхслоев, поднято много социальных проблем.

Годы странствий Вильгельма Мейстера(WilhelmMeisters Wanderjahre. 1829)

— роман, состоящий из отдельныхсамостоятельных эпизодов. Герой, Вильгельм Мейстер, отправляется в странствиене только для того, чтобы познать действительность, но и чтобы исправить ее. Настраницах книги затрагиваются вопросы землевладения и машинного производства,сельского хозяйства и ремесленного труда. Особое место занимают проблемыпедагогики и воспитания человека как полезного члена общества. ВильгельмМейстер, избравший благородную профессию врача, встречается со своими прежнимидрузьями и вместе с ними строит планы создания свободной трудовой общины.

Фауст(Faust.1806-1832)

- гениальное произведение мировойлитературы, над которым поэт работал в течение всей жизни. Сюжет для своейтрагедии в стихах Гёте заимствовал из «народной книги» XVI в. о докторе Фаусте, маге ичернокнижнике. Около 1773 г. возникает первый вариант «Фауста», так называемый«Прафауст». В ней герой жаждет деятельности, он готов идти на любые испытания,лишь бы прервать удручающе спокойный уклад, вырваться на жизненный простор. Но«Прафауст» остался Незаконченным. Первая часть «Фауста» была завершена в 1801г., опубликована в 1808 г., вторая закончена за год до смерти. В произведениидва основных начала: Фауст, олицетворяющий человека, его разум, его душу, егочувства, дарящие миру жизнь и радость, и Мефистофель, воплощающий потусторонниемиры, рок, скепсис, — злое и могущественное божество, которое стремитсядоказать, что все подчинено его воле, человек же — ничтожный червь. Путь кистинному знанию, к подлинному духовномувеличию труден и опасен. Судьба посылает Фаусту первое испытание: дьяволпоявляется перед ним в момент его раздумий и обещает Фаусту вечную молодость иум, всю глубину познания жизни, обещает радости и наслаждения, но взаменМефистофель требует от Фауста продать свою душу. Фауст соглашается. Такначинается путь его познания. «Фауст» — произведение о вечном духовном иматериальном движении, о высоком назначении человека и его созидательного трудакак основе жизни, ибо теория суха, но вечно зелено древо жизни. После великихиспытаний и разочарований, изведав падения и взлеты, познав любовь,приобщившись к искусству, испробовав силы в государственной и политическойжизни, Фауст обретает внутреннюю гармонию. Высшее счастье и удовлетворение оннаходит в созидательной деятельности на благо народа. В грандиозномзаключительном видении перед Фаустом встает светлая картина будущего, когдавластелином земли станет свободный человек. «Фауст» с наибольшей силойвоплощает идеи своего века и является с точки зрения поэтического искусствавершиной немецкой поэзии.

Поэзия иправда(Dichtung und Wahrheit. 1811— 1833)

— автобиография Гёте, доведеннаяим до 1775 г. В этой книге автор осветил множество исторических фактов,нарисовал портреты ряда выдающихся людей, запечатлел важные события общественной,научной и литературной жизни своего времени. На широком фоне эпохи передчитателем возникает жизнь богатых немецких бюргеров, ремесленников, городскойбедноты и мещан. Особое место автор отводит вопросам искусства, эстетики,художественного творчества и литературной борьбы.

Произведения

Собрание сочинений: В 10 т./ Подобщ. ред. Н. Вильмонта и др.— М.: Худож. лит., 1975—1978; Избранныепроизведения: В 2 т. / Вступ. ст. Н. Вильмонта. — М.: Правда, 1985; Годы ученияВильгельма Мейстера / Пер. С. Г. Займовского; Послесл. Е. Преображенской. —Пермь: Кн. изд-во, 1959.— 547 с.; Западно-восточный диван / Изд. подгот.И.С.Брагинский, А.В.Михайлов.— М.: Наука, 1988. — 894 с. — (Лит. памятники); Измоей жизни. Поэзия и правда / Пер. Н. Ман; Вступ. ст. Н. Вильмонта. — М.:Худож. лит., 1969.— 606 с.; Страдания юного Вертера / Пер. Н.Касаткиной.— М.:Гослитиздат, 1957.— 298 с.; Театральное призвание Вильгельма Мейстера / Изд.подгот. Е.И.Волгина, Н.А.Жирмунская.— Л.: Наука, 1981.— 295 с.— (Лит.памятники); Фауст: Трагедия: В 2 ч. / Пер. H.A. Холодковского; Вступ. ст. А.Белецкого. — М.: Искусство, 1962. — 570 с.; Фауст / Пер. Б.Пастернака; Вступ.ст. и примеч. Н. Н. Вильмонта. — М.: Гослитиздат, 1969.— 510 с.— (Б-ка всемирн.лит.); Фауст. Лирика / Вступ. ст. и примеч. Ал. В. Михайлова. — М.: Худож. лит.,1986.— 767 с.; Эгмонт / Пер. и примеч. В. Нейштадта; Вступ. ст. Н. Вильмонта. —М.: Искусство, 1958.- 91 с. Werke:Berliner Ausgabe: T. 1—21.— Berlin:Aufbau-Verl., 1960—1977; Aus meinemLeben. Dichtung und Wahrheit.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1964.—1006 S.; Egmont. — Berlin: Volkund Wissen, 1955. — 84 S.; Faust: Der Tragödie erster undzweiter Teil / Mit einer Einl. v. J.Brešan und einem Nachw. v. H. Poschmann.- Berlin: Neues Leben, 1966.-518 S.; Gedichte / Bearb. v. W.Meschke.— Berlin: Akademie-Verl., 1957.— 208 S.; Götzvon Berlichingen mit der eisernen Hand: Ein Schauspiel.— Leipzig:Rečiam, 1959.- 104 S.; DieLeiden des jungen Werthers: Roman.- М.: Rečiam, 1959.— 137S.; Reineke Fuchs: In 12 Gesangen.—Leipzig: Rečiam, 1957,— 130 S.; WilhelmMeisters Lehrjahre.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1970.- 683S.; Wilhelm Meisters Wanderjahre.- Berlin: Aufbau-Verl., 1953.-467 S.

Литература

Аникст A.A. Гёте и Фауст: От замысла ксвершению.— М.: Книга, 1983.— 270 с.; Аникст A.A. Творческий путь Гёте.— М.:Худож. лит., 1986.— 543 с.; Вильмонт Н. Гёте. История его жизни и творчества.—М.: Гослитиздат, 1959.— 335 с.; Жирмунский В. М. Гёте в русской литературе.—Л.: Наука, 1981.— 558 с.; Житомирская 3. В. Иоганн Вольфганг Гёте: Библиогр.указ. рус. пер. и критич. лит. на рус. яз.— М.: Книга, 1972.— 615 с.; КонрадиК.О. Гёте: Жизнь и творчество: В 2 т.: Пер. с нем. / Предисл. и общ. ред. А.Гугнина. — М.: Радуга, 1987; Людвиг Э. Гёте / Пер. с нем.— М.: Мол. гвардия,1965. — 607 с.— (Жизнь замечат. людей); Тураев С. В. И.В.Гёте.— 2-е изд.— М.:Учпедгиз, 1957.— 152 с.; Эккерман И. П. Разговоры с Гёте / Пер. Н.Ман; Вступ.ст. Н. Н. Вильмонта; Коммент. А. А. Аникста. — М.: Худож. лит., 1981.— 687с.Friedenthal R. Goethe. Sein Leben und seine Zeit.— München: Piper, 1963.—771 S.; Goethe. Eine Einfuhrung in Leben und Werk. Unterbesonderer Berücksichtigung seiner Jugendzeit.— Berlin: Neues Leben, 1962.—331 S.; Gundolf F. Goethe. Unveränd. fotomechanischerNachdruck. — Darmstadt, 1963.—VIII, 795 S.