Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ИОГАННЕС БЕХЕР (JOHANNES BECHER. 18911958)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— поэт, романист и критик, авторработ по теории искусства. Сын крупного судебного чиновника, он уже в юностипорвал со своей консервативной и религиозной семьей. Будучи студентом (онизучал философию, литературу и медицину сначала в Мюнхенском, затем в Йенском иБерлинском университетах), Бехер начал писать стихи и примкнул к левым экспрессионистам,мечтавшим о создании искусства, активно вторгающегося в жизнь, вдохновляющегона революционную борьбу. Стихотворения этой поры вошли в сборник «Упадок иторжество» (1914), пронизанный предчувствием надвигающихся великихобщественных потрясений. Бехер был непримиримым противником войны, горячоприветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и стал одним изпервых членов Коммунистической партии Германии. Его стихи, собранные в книге«Стихи народу» (1919), и драма «Рабочие, крестьяне, солдаты» (1921) выражалиактивную целеустремленность поэта-революционера. За сборник антивоенных стихов«Труп на троне» (1925) и направленный против немецкого империализма роман«Люизит» (1925) Бехера привлекли к суду. В 20-х и в начале 30-х гг. Бехер напряженноищет новые выразительные средства, увлекается лефовскими и рапповскимиэстетическими теориями (это сказалось, например, в его поэме «Великий план»,1931). После гитлеровского переворота Бехер эмигрировал и с 1935 по 1945 г. жилв СССР. Эти годы ознаменовались для Бехера творческим подъемом. В поэзии этогопериода Бехер опирается на традиции Гёте и Рильке, но она остается яркосвоеобразной (сборники «Искатель счастья и семь тягот», 1938; «Собранныесонеты», 1935—1938; «Новое рождение», 1943). К этому периоду относится и роман«Прощание». Вернувшись в 1945 г. на родину, Бехер стал одним из ведущихобщественных деятелей. Он был организатором и председателем Культурбунда,президентом Академии искусств и с 1954 г. до конца жизни — министром культурыГДР. В эти же годы Бехер продолжал активно работать в литературе: написал драму«Зимняя битва» (1952) и много стихов, объединенных в сборниках «Возвращение»(1946), «Сонетное творчество» (1956), «Шаг середины века» (1958).

Прощание. 1900-1914 (Abschied. 1940)

- в своей основеавтобиографический роман. Ребенок, потом подросток и юноша Ганс Гастль живет втой же среде и проходит тот же путь развития, что и сам Бехер. Показаностолкновение Живой и впечатлительной юношеской души с жестким и лицемерныммиром буржуа. Герой все более отдаляется от семьи, все сильнее становится в немвнутренний протест против отца, прокурора, рьяно выполняющего свою карательнуюмиссию. Этот протест находит выход сначала в тяготении Гастля к простым людям —няне Христине, другу детства Гартингеру, а позже в сближении с мюнхенскойлитературной богемой, кружком молодых экспрессионистов. Завершает романэпизод, в котором Гастль заявляет отцу, что не пойдет на «их войну», «на войнунесправедливую, бесчестную». Он решительно порывает с прошлым и от абстрактногобунтарства переходит к сознательной борьбе настороне интернационалиста Гартингера. «Прощание» — это прощание с прошлым иосмысление времени, в которое совершалась «первая часть немецкой трагедии» ибыли посеяны семена фашизма.

Сонеты

— излюбленная Бехером стихотворнаяформа, к которой он обращался на протяжении всего творчества. Бехер считалсонет основной формой поэзии. Строгие его условия — определенное количествострок, особое чередование и расположение строф и рифм — требуют от авторапредельной четкости мысли и законченности образов. Сонет возник в итальянскойпоэзии XIII в. и утвердился с тех пор в мировой литературе. Мастерскинаписанные сонеты Бехера наполнили традиционную форму новым содержанием. Всвоих работах по поэтике Бехер защищал устоявшиеся классические формы стиха,противопоставляя их авангардистской поэзии с ее аморфностью. При всей своейнормативности форма сонета оказалась под пером Бехера достаточно гибкой, чтобывместить мысли широкого диапазона звучания. В лирических, гражданских ифилософских циклах (таких как, например, «Одним путем с тобой», «Родина»,«Осознанная борьба», «Портрет человека») нашли адекватное выражение духовноебогатство и жизненный опыт поэта.

Произведения

Избранные сочинения / Предисл. И.Фрадкина. — М.: Изд-во иностр. лит., 1961. — 806 с.; Сонеты / Предисл.Л.Гинзбурга.— М.: Гослитиздат, I960.— 191 с.; Стихотворения. Прощание.Содрогнувшаяся земля / Вступ. ст. и сост. А.Дымшица. — М.: Худож. лит., 1970.—671 с.— (Б-ка всемирн. лит.). Werke: In 2Bd.— Berlin: Aufbau-Verl., 1960; Abschied:Einer deutschen Tragödie erster Teil, 1900—1914.- Berlin: Aufbau-Verl., 1958.- 463S.; Sonnet-Werk, 1913-1955.- Berlin:Aufbau-Verl., 1956.-624 S.

Литература

Биркан П. Оружием слова: Эстет,взгляды и творчество И. Бехера. — Л.: Сов. писатель, 1959.— 284 с.; ЗнаменскаяГ. Н. Иоганнес Бехер.— М.: Знание, 1955.— 31 с.; Ковригина Н. В. Художественнаяпроза И. Р. Бехера. — Иркутск: Иркутск, гос. ун-т, 1973.— 236 с.; Мотылева Т.Л. Роман И. Бехера «Прощание».— М.: Худож. лит., 1976.— 94с. Becher L.,Prokop G. Johannes Весher:Bildchronik seines Lebens / Mit einemEssay von B Uhse. —Berlin:Aufbau-Verl., 1963. — 303 í.;Haase H. Johannes R. Becher: Leben u. Werk. —Berlin:Volk u. Wissen, 1981.- 361 S.