Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ИВЛИН ВО (EVELYN WAUGH. 19031966)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—один из самых своеобразных английских писателейXX в., вступивших в литературу после Первой мировой войны. И. Возавоевал читательское признание уже первыми произведениями: романами «Упадок и разрушение» (1928) и «Мерзкая плоть» (1930). Эти книги, как и произведения егостарших современников Олдингтона и Хаксли, могут рассматриваться в руслелитературы «потерянного поколения», хотя ни автор, ни его герои не участвовалив войне. В книгах Во нашел отражение кризис казавшейся незыблемой системынравственных ценностей не только викторианского пуританства, но ипо-буржуазному осторожного и умеренного эдвардианского гедонизма.Складывавшийся десятилетиями образ непобедимой Британии — «владычицы морей» —рушился на глазах, в прошлое уходили уверенность убеждений, стабильностьпривычек и привязанностей британского джентльмена. Со страниц романов Во встаетмир, потерявший точку опоры и превратившийся в хаос. В этом мире возможно все:богатая и родовитая аристократка промышляет торговлей «белым товаром», министрвнутренних дел заискивает перед газетным магнатом, молодой человек продает своювозлюбленную другому и спокойно сообщает ей об этом. Однако писателя вовсе незанимали парадоксальные ситуации, как таковые. Они помогали ему разоблачатькорыстолюбие, в жертву которому приносилось доброе имя и честь, во нередкоупрекали в моральном релятивизме. Но у него всегда была жесткая системаэтических ценностей, исходя из которой он судил своих современников: егонеизменно привлекали традиционные нравственные категории. Однако героям,исповедующим эти принципы, нет места в окружающем мире; стремясь отстоять своечеловеческое достоинство, они неминуемо терпят поражение. Только геройитогового произведения Во, военной трилогии «Почетный меч». Гай Краучбэк,пройдя нелегкий путь разочарований и поражений, приходит к выводу, что человекне имеет права оставаться пассивным, хотя и порядочным, созерцателем. Его долг — активно творить добро.

Пригоршняпраха(A handful ofdust. 1934)

—роман-притча, в котором И. Во утверждает неизбежность гибели в современном миревысоких нравственных и эстетических идеалов. Для писателя эти идеалы связаныпрежде всего со старинным помещичьим домом, родовым гнездом, где в безмятежноммире и согласии жили господа и слуги, — какэто было, по мнению Во, в «доброй старой Англии». Но такой, существующий лишь ввоображении главного героя романа Тони Ласта, образ жизни ныне невозможен. Иобреченность его подчеркивается даже самим именем героя (Ласт — «последний»). Во создает такую сюжетнуюситуацию, в которой Тони перестает существовать как социальная единица тогообщества, полноправным членом которого он не был и быть не хотел. Пленениегероя полубезумным отшельником Тоддом в глухих джунглях Амазонки есть для Тониединственный шанс выжить физически под неодолимым напором бесцеремонныхторгашей, для которых нет ничего святого. С линией Тони и его любимого дома,мрачного Хэттона, связана лирическая тема книги. Но в ней лирическая интонацияорганично сочетается с сатирической. Предмет злой и беспощадной сатиры писателя — буржуазия, ее строй мышления и стиль жизни.Писатель отнюдь не идеализирует и аристократию —жена Тони Бренда и ее окружение цувствуют себя в мире наживы ипредательства вполне свободно. Образ мамаши Бивер, маклерши сводни,олицетворяющей торжество чистогана, обретает в романе обобщающее, символическоезначение. Ведь именно она, всегда ненавистная Тони, предлагает поставить емупамятник и, конечно, не без выгоды для себя, помогает его наследникам заключитьконтракты с нужными людьми. Печален финал книги: добродетель не вознаграждена,порок не наказан. Зловещий образ мира «наоборот», где попрано все человеческое,перекликается с образом «Бесплодной земли» Т.С.Элиота, откуда Во заимствовал эпиграфи название: «Я покажу тебе ужас в пригоршне праха».

Возвращение в Брайдсхед(Brideshead revisited. 1945)

—роман, который сам автор характеризовал как «некролог обреченному высшему клануАнглии». Основное содержание его составляют воспоминания художника ЧарльзаРайдера, приведенного дорогами войны в поместье маркизов Марчмейнов Брайдсхед.где он провел лучшие дни своей юности. Марчмейны не только аристократы, но икатолики, и это не случайно, потому что именно в период создания романа Во врелигии и средневековье видел средоточие незыблемых добродетелей и непреходящихдуховных ценностей. «Возвращение в Брайдсхед» —одно из самых «католических» произведений Во. Однако католицизм «Брайдсхеда»оказывается религией бесконечных страданий и бессмысленных жертв: фанатическаярелигиозность старой маркизы не принесла счастья ни ей самой, ни ее близким.Сложные многолетние связи и привязанности атеиста Райдера к семье Марчмейнов — дружба с Себастианом, любовь к Джулии — в конце концов приводят и его к принятию ихверы. Писатель намеренно старается не объяснять этот поступок Райдера, вкотором менее всего угадываются религиозные мотивы. Дрожащий огонек лампадки,горящей в военные годы в часовне Брайдсхеда, символизирует для Райдера преждевсего прочность, незыблемость эстетических ценностей прошлого, так привлекавшихего еще с юности, а не ту закрепощенность чувств, которую несет исповедываемыйледи Марчмейн католицизм. Роман также позволяет говорить о сочетании сатиры илирики в творчестве И. Во. Сатирические краски писатель находит и для маркизыМарчмейн, и для старшего ее сына Брайди, самого тупого и ничтожного из всехМарчмейнов. Но, как и прежде, всего ненавистнее писателю те, кто по своейнатуре являются предприимчивыми и ухватистыми буржуа, даже если в их жилахтечет аристократическая кровь. Аристократку Селию, бывшую жену Райдера, ибезродного выскочку Рекса Моттрема, бывшего мужа Джулии, сближают неутолимаяжажда богатства, слепая жестокость и полная душевная глухота. И при всем этомим свойственно удивительное умение всегда приспособиться к обстоятельствам ибыть на «поверхности» жизни.

Произведения

Собрание сочинений: В 5 т. —М.: Эхо, 1994—1996; Испытание ГилбертаПинфолда / Пер. В. Харитонова. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992. — 144 с.; Мерзкая плоть: Роман;Возвращение в Брайдсхед: Роман; Незабвенная: Повесть; Рассказы / Сост. и авт. предисл. Г.Анджапаридзе.— М.:Прогресс, 1974. — 650 с. — (Мастера соврем, прозы); Упадок иразрушение; Рассказы / Предисл.Г.Анджапаридзе.— М.: Худож. лит., 1984.— 334с.; Черная напасть; Сенсация / Пер.А.Ливерганта и А. Бураковской; Предисл. Г.Анджапаридзе.— М.: Слово, 1992.— 415 с.; Пригоршня праха: Роман;

Не жалейте флагов: Роман / Пер. Л.Беспаловой, В.Смирнова; Предисл.Г.Анджапаридзе.— М.:

Мол. гвардия, 1971.— 399 с. Brideshead revisited.— London: Chapman a. Hall, I960.— 381 p.; Decline and fall.—Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1974.— 216p.; A handful of dust.— Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1974.— 221 p.; Prose, memoirs, essays/ Предисл. Г.Анджапаридзе; Коммент. Г.Б. Микаэлян. — М.: Progress publishers, 1980.— 445 p.; Sword of honour —London: Chapman a. Hall, 1965.— 796 p.

Литература

Анджапаридзе Г. Трилогия Э. Во«Почетный меч». — В кн.: Проблемыанглийской литературы XIX и XX вв., М.,1974, с. 138—177; Гениева Е. Ю.Ивлин Во: Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст.Г.А.Анджапаридзе.— М.: Книга, 1981.— 64с.; Ивашева В. В. Английская литература: XXвек.— М.: Просвещение, 1967.- 476 с. [Об И. Во см. с. 271-279]. Bradbury М. Evelyn Waugh.— Edinburgh; London: Oliver a.Boyd, 1964.— 120 p.; Carens J. Thesatiric an of Evelyn Waugh.— Seattle; London: Univ. of Washington press, 1966.— XVI, 195 p.; Stannard М. Evelyn Waugh: Vol 1-2.- London: Dent, 1986-1992.