Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЖАН РАСИН (JEAN RACINE. 16391699)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— драматург,сыгравший решающую роль в развитии трагедии периода французского классицизма.Не отклоняясь от канонов классицистической поэтики и восприняв противоречиемежду государственной властью и личностью как основной конфликт сценическогодействия, Расин создал новый жанр любовно-психологической трагедии, где напервый план выдвигается нравственная проблематика. В изысканную форму своихтрагедий он сумел вложить большое идейно-политическое содержание, сделав ихсозвучными настроениям общества. Театр Расина отличает тонкий и точныйпсихологизм. Расин первый поставил в центр драмы страдающего человека и проникв его душевный мир. Особенно глубоки и поэтичны женские образы егопроизведений. Расин еще в юности начал писать стихи и пьесы. После ранних трагедий, созданных под влияниемКорнеля, появилась трагедия «Андромаха» (поставлена в 1667 г.), принесшаядраматургу славу. Трагическая коллизия пьесы — столкновение разумного инравственного начала в человеке со стихийной страстью. Для Андромахи, как и длядругих идеальных героинь Расина, характерна готовность пожертвовать собой,чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти душевную чистоту. Наиболее яркая политическая трагедия Расина — «Британник». В том же годубыла написана трагедия «Береника», воспевающая идею самоотречения: внутреннийконфликт каждого героя кончается здесь самопожертвованием. В трагедии «Баязет»(1672) действие перенесено в современную Турцию. Автор обратился к восточнойдеспотии, чтобы, изобразив постоянно нависающую над героями угрозу смерти,остро поставить вопрос о ценности человеческого достоинства. Вершинойдраматургии Расина стала трагедия «Федра», входящая до сих пор в репертуарфранцузского театра и прославившая крупнейших трагических актрис Франции. Вней Расин с огромной поэтической силой вскрыл внутренний мир женщины, ведущейтяжкую борьбу с сжигающей ее страстью. Острота нравственного конфликта, глубинаи сила страстей трагедии вызвала поток обвинений в аморальности со стороныврагов драматурга. Впервые не получив поддержку двора, Расин покинул театр.Лишь после двенадцатилетнего перерыва он написал трагедии «Эсфирь» (1689) и«Гофолия» (1691), представляющие собой совершенно новый жанр религиозно-политическойбиблейской драмы. В «Гофолии» изображено восстание народа противвластителя-деспота. В последние годы жизни усиливающиеся религиозные настроенияотдалили Расина от литературы. Характерные для творчества Расина строгость иизящество формы, красота и поэтическое совершенство стиха, простотадраматургической фабулы и правда характеров сделали его одним из любимыхнациональных поэтов Франции.

Британик(Britannicus. 1669)

— трагедия, вкоторой Расин обращается к истории Древнего Рима и рисует образ молодогоНерона, считающего, что императорская власть дает ему право на жестокийпроизвол. Воплощением царящей при дворе лести и развращенности служит хитрыйНарцисс, старающийся разжечь в Нероне самые низменные страсти. Нерон отравляет своего сводного брата Британика,также имеющего право на престол. По Расину, непосредственная причина убийства —ревность Нерона к любящей Британика Юнии, но этот тонко разработанныйлюбовно-психологический конфликт не заглушает политического звучания трагедии,осуждающей деспотизм и произвол. Трагедия была встречена крайне враждебнопридворной знатью, несмотря на то что Расин был убежденным сторонникомабсолютной монархии и в лице наставника Нерона Бурра изобразил благородногоцаредворца, который стремится воспитать из Нерона идеального государя.

Федра (Phèdre. 1677)

— трагедия, похудожественной силе изображения человеческих страстей и совершенству стиха —вершина поэтического творчества Расина. Царица Федра страстно любит своегопасынка Ипполита, влюбленного в афинскую принцессу Арикию. Получив ложноеизвестие о смерти мужа Тесея, Федра признается в своем чувстве Ипполиту, но онотвергает ее. По возвращении Тесея Федра в порыве отчаяния, страха и ревностирешает сгубить Ипполита. Кормилица Энона с молчаливого согласия Федры оклеветалаИпполита перед отцом. Терзаясь муками раскаяния, тоски, ревности и любви, Федрапринимает яд; во всем признавшись мужу, она умирает.

Произведения

Сочинения: В 2 т. / Ст. и коммент.Н.Жирмунской. — М.: Искусство, 1984; Театр французского классицизма: ПьерКорнель; Жан Расин / Вступ. ст. А.Адана. — М.: Худож. лит., 1970. — 604 с. — (Б-кавсемирн. лит.); Трагедии / Изд. подгот. Н. А. Жирмунская, Ю. Б. Корнеев. — Л.:Наука, 1977. — 428 с. — (Лит. памятники). Théâtre complet / Texteétabli, avec. préf., notices et notes par M. Rat. — Paris:Garnier, 1963.— 742 p.

Литература

Кадышев В. С. Расин. — М.: Наука, 1990. — 266 с.; Мориак ФЖизнь Жана Расина; Нерваль Ж. де. Исповедь Никола; Прил.: Виньи А. де. Синиедемоны / Вступ. ст. В. А. Мильчиной. — М.: Книга, 1988.- 347 с.; Стендаль.Расин и Шекспир / Пер. Б. Г. Реизова. - Собр. соч., М., 1959, т. 7, с. 5—156;Шафаренко И. Жан Расин. — В кн.: Писатели Франции, М., 1964, с. 81—97. Goldmann L. Jean Racinedramaturge. — Paris: Arche, 1956. — 158 p.; Gutwirth M. Jean Racine: Un itinérairepoétique. — Montréal: Les presses de l'Univ. de Montréal, 1970. — 178 p.; Vinaver E. Racine et lapoésie tragique. — Paris: Nizet, 1963. — 249 p.