Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДРЕВНЕИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДРЕВНЕИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Древнеисландскаялитература по своему содержанию, времени возникновения, а также по художественнымособенностям делится на поэзию скальдов, эддические песни и исландские саги.Песни скальдов сохранились до нашего времени в виде цитат, введенных впрозаические сказания XIII в. (исландскиесаги, см. ниже), сами они, однако, были сочинены, как правило, раньше: в XII, XI, Х и даже IX вв. Скальды были, как о том сообщает исландская традиция,людьми сильными и мужественными, наделенными общественным и, по-видимому,религиозным авторитетом. Содержание скальдической поэзии — рассказ о совершенном подвиге и восхвалениеего или полученного за деяние дара. Песня (или «виса»), сочиненная в честьврага, могла иногда спасти жизнь ее автору. Стихи скальдов совершенно непохожина поэзию нового времени. Для них характерны чрезвычайно сложная аллитерация ивнутренняя рифма в пределах одной строчки, точное количество слогов и, главное,замысловатые образы, строившиеся как условные поэтические иносказания — «кеннинги». Так, например, понятие «поэзия»обозначается в одной из песен как «прибой дрожжей людей костей фьорда». В этом«кеннинге» «кости фьорда» — горы, «людигор» — великаны, «прибой дрожжей» — мед, и, наконец, «мед великанов», согласномифу, — поэзия. «Кеннинг» не является,однако, метафорой, будучи, скорее, условным и красочным обозначением предметаили понятия. Поэзии скальдов неизвестен лиризм, как он понимается сегодня. Донашего времени сохранились стихи приблизительно250 скальдов, а всего их известно около350. Крупнейший и известнейший из скальдов — Эгиль Скаллагримсон (около910—990); в его стихах уже намечаются некоторые проблески лирическогочувства (поминальная виса «Потеря сыновей»). О богатой событиями жизни этогопоэта-воина рассказывает «Сага об Эгиле» (см. ниже об исландских сагах). Однимиз последних скальдов был знаменитый Снорри Стурлусон (1179—1241), воин, политический деятель, автор исторических «королевскихсаг» и прозаической «Младшей Эдды», представляющей собой по замыслу учебникскальдического искусства. «Эдда» (возможно, это слово первоначально значило«поэтика») Снорри не привела к возрождению поэзии скальдов. Она являетсянезаменимым источником сведений о языческих преданиях и об искусстве древнихскандинавов. Почти одновременно с авторской поэзией скальдов в Исландиибытовали мифологические и героические песни, являвшиеся продуктом безличнойтрадиции. Главным в них была не изощренность формы, при помощи которойутверждал свою личность скальд, а содержание —сказания о сотворении, конце и возрождении мира, о подвигах богов и божественныхпо своей силе героев, поучения о правильном, освященном традицией образе жизни.Эти песни были записаны приблизительно в середине XIII в. Их свод был открыт в 1643г. исландским епископом Бриньольвом Свейнссоном, который полагал, что найденныйим сборник послужил основой для написания Снорри Стурлусоном его «Эдды» и былсоставлен исландским ученым Сэмундом Мудрым(1056—1133). Ни то ни другое впоследствии не подтвердилось, но засборником так и осталось название «Старшей Эдды», которую также иногда называютпоэтической и (неправильно) Эмундовой. Даже приблизительная дата возникновениятой или иной из эддических песен не установлена, оценки возраста отдельныхпесен расходятся иногда натри или четыре столетия. Несомненно одно: все песни«Эдды» большее или меньшее время просуществовали в устной традиции, чтонеизбежно привело к многочисленным позднейшим изменениям в их первоначальнойформе и содержании. Песни подразумевали в слушателе некоторое знание мифологиии генеалогии богов, но они намного проще и доступнее по стилю, чем витиеватаяпоэзия скальдов. Исландские саги, в частности исландские родовые саги,называемые также сагами об исландцах, рассказывают о событиях, происходивших наострове приблизительно в первое столетие после его заселения («век саг», 930— 1030) норвежцами. В самом общем виде ониописывают жизнь выдающихся представителей того или иного рода, но не всю ее, алишь то, что по представлениям того времени считалось значительным и достойнымописания. Стержнем повествования, как правило, были родовые распри, сопровождавшиесяубийствами, сожжениями домов вместе с обитателями, тяжбами на тингах (вече),поединками, изгнаниями и военными походами. О мирном времени в сагах иногдаупоминается лишь, что в это время «ничего не происходило»,что не говорит, однако, о том, что жизнь во всех ее проявлениях не являласьпредметом изображения. Исландская родовая сага —по своему существу «быль», ее безымянные авторы стремились поведать читателю«правду», как она ими понималась в соответствии с мировоззренческими нормами,выработавшимися у исландцев ко времени написания или записи саг (XIII в.); при этом, стремясь написать «быль»,авторы сказаний придерживались максимальной точности. Поэтому число действующихлиц в родовых сагах очень велико, а сам объем их значителен. Так, например, всамой большой по объему «Саге о Ньяле» упоминается около 650 реально существовавших исторических лиц. Если учесть, чтомногие персонажи фигурируют или упоминаются в нескольких сагах, то всовокупности весь свод сказаний можно считать огромной эпопеей, в которойприблизительно в одно время действуют несколько тысяч исландцев со всех концовострова. Исландские саги, таким образом, явление беспрецедентное во всеймировой литературе. Саги в своей основе исторически точны, но было бы ошибкойотносить их к разновидности исторического жанра. Действительность подвергаетсяв родовых сказаниях известной эпической стилизации. В центре повествования — всегда личность, наделенная исключительнойсилой, мужеством или мудростью. Повествование саги всегда сдержанно и не терпитпатетики, рассказчик по ходу действия выражает как бы не свое мнение о герое, аколлективное суждение народа, нередко достигая при этом выразительности,сравнимой с художественностью лучших образцов литературы нового времени.

Издания текстов

Исландские саги / Ред., вступ. ст. и примеч. М. И.Стеблина-Каменского. — М.: Гослитиздат, 1956. — 784 с.; Исландские саги.— В кн.:Исландские саги; Ирландский эпос, М., 1973,с. 23—544; Джаксон Т.Н. Исландскиекоролевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.):

Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука,1993. — 303 с.; Младшая Эдда /Изд. подгот. О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. — Л.: Наука, 1970. — 137 с. — (Лит. памятники); Сага о Греттире / Пер. О. А. Смирницкой; Под общ. ред. и спослесл. М. И. Стеблина-Каменского. —Новосибирск:

Наука, 1976. — 176 с. — (Лит.памятники); Сага о Сверрире / Изд.подгот. М. И. Стеблин-Каменский и др. —М.: Наука, 1988. — 277 с. — (Лит. памятники); Старшая Эдда / Пер. А. И. Корсуна; Вступ. ст. и коммент. М.И. Стеблин-Каменского. — М.; Л.: Изд-воАН СССР, 1963. — 259 с. — (Лит. памятники); Старшая Эдда / Пер. А. И. Корсуна.— В кн.: Беовульф;Старшая Эдда; Песнь о Нибелунгах, М., 1975,с. 183—241; Снорри Стурлусон. Круг земной / Изд. подгот. А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко,О.А.Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский.— М.: Наука, 1980.— 687 с.— (Лит. памятники). Eddukvaedi (Saemundar-Edda). Fyrri hjuti.Sidari hluti. — Reykjavik:Islendingas-agnaiitgafan, 1949.— XII, 629s.; Islendinga sogur: Bd. 1—12.—Reykjavik, 1946—1947; Snorri Sturluson.Edda / Utg. av A. Holstmark, J.Helgason.— Kobenhavn: Munksgaard, 1950.— XIV,107 s.

Литература

Гуревич А. Я.История и сага.— М.: Наука, 1972.— 196с.; Гуревич А. Я. «Эдда» и сага.— М.:

Наука, 1979.— 192 с.; Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса.— М.:Наука, 1968.— 362 с.; Стеблин-КаменскийМ.И. Культура Исландии.— Л.: Наука,1967.— 181 с.Bredsdorff Т. Kaos ogKaerlighed: En studie i islaendingesagaers livsbillede. — Kebenhavn: Gyldendal, 1971.— 174s.; Gundmundsson S. Agrip ef fomislenzkri bokmenntasogu. — 3. prentun. — Reykjavik: Eymundsson,1949.- 163 s.; Hallberg P. Den fornislandska poesien. - Stockholm: Bonnier, 1962.-187 s.; Hallberg P. Den islandska sagan.— Stockholm:Bonnier, 1956.— 148 s.; Klingenberg H.Edda-Sammlnng lind Dichtnng. — Basel;Stuttgart: Helbing & Lichtenhahn, 1974.— 186S.