Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОРДЖ ЭЛИОТ (GEORGE ELIOT. 18191880)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— принадлежала к поколению второйполовины XIX в. Элиот (ее настоящее имя МэриЭнн Чванс) родилась в сельской местности, позднее поселилась в Лондоне, гдезанялась философией и журналистикой. Она обладала репутацией одной из самыхобразованных женщин своего времени. Творчество Элиот, отличающееся широкимохватом действительности, лишено остроты социального критицизма,характеризующего произведения ее предшественников. Объясняется это прежде всеготем что Элиот вступила в литературу в тот период, когда Англия оставила позади«голодные сороковые», питавшие обличительный пафос романов Диккенса, Теккерея,Гаскелл, и входила в полосу процветания. К тому же Элиот испытала сильноевоздействие философии позитивизма, определившего во многом ее мировоззрение итворческие принципы. В своем раннем творчестве («Сцены из жизни духовенства», 1858; «Адам Бид», 1859; «Мельница на Флоссе».1860: «Сайлес Марнер», 1861) Элиот тяготела к изображению обыденного,заурядного, стремясь при этом к предельной точности и объективности. В зрелыхпроизведениях («Ромола», 1863; «ФеликсХолт, радикал», 1863; «Миддлмарч», 1871—1872; «Даниель Деронда», 1876) она дает социально-философскоеосмысление жизненных явлений, глубоко исследует психологию сложных,противоречивых характеров, создает полнокровные образы.

МельницанаФлоссе(The mill on the Floss. 1860)

—роман, героиня которого Мэгги Телливер —дочь владельца мельницы, одаренная, резко отличающаяся от окружающей средыдевушка. Она с детства проявляет самостоятельность и свободолюбие, вызываятревогу у родственников и соседей. Мэгги полюбила жениха своей двоюроднойсестры, но, чтобы не разрушить чужого счастья, сумела подавить в себе эточувство. Однако общественное мнение строго осудило ее за такое увлечение, асвязанный предрассудками мещанского окружения Том. брат Мэгги, заставляет еепокинуть родной дом. Во время наводнения, рискуя жизнью, Мэгги пробирается кмельнице и вместе с братом едет в лодке на поиски матери. Оба они погибают вбурном потоке, причем перед смертью Том осознает свою вину перед сестрой ипримиряется с ней.

Миддлмарч(Middlemarch. 1871—1872)

—вершина творчества Элиот. События книги происходят в 30-е гг. XIX в. в вымышленном городке Миддлмарче,вобравшем в себя типические черты английской провинции. В повествовании выделяютсядве сюжетные линии — Дороти Брук иТерциуса Лидгейта. Дороти, незаурядная волевая девушка, с детства одержимаидеей посвятить себя важному делу. Выйдя замуж за пожилого ученого Кейзобона,Дороти очень скоро убеждается, что человек, который казался ей большим ученым,чьей помощницей и опорой она мечтала стать, всего лишь ограниченный и недобрыйпедант, не заслуживающий ее внимания и участия. Столь же драматична и вторая,параллельная история в романе — жизньмолодого врача Лидгейта, стремящегося бескорыстно служить науке и людям.Поддавшись чувству, он совершает роковую ошибку— женится на дочери фабриканта Розамонд Винси. Недалекая и эгоистичнаямешанка парализует волю и желания Лидгейта, постоянно обременяет его денежнымизаботами. Предав свои идеалы. Лидгейт постепенно превращается в модногопреуспевающего врача, внутренне сопротивляющегося своему положению, но неспособного уже его изменить. Роман был задуман как философское произведение:писательница хотела показать, как поступки человека, о последствиях которых онне задумывается, определяют и его собственную судьбу, и судьбу окружающих.Вместе с тем «Миддлмарч» — это и широкаякартина нравов, содержащая глубокие социальные обобщения.

Произведения

Мельница на Флоссе / Пер. Г. Островской, Л. Поляковой; Вступ. ст.К. Ровды. — М.; Л.: Гослитиздат. 1963.— 559 с.: Миддлмарч: Картиныпровинциальной жизни / Пер. И.Гуровой, Е.Коротковой;

Вступ. ст. В. Скороденко;Коммент. И.Гуровой.— М.: Худож. лит., 1981.— 895с.; Сайлес Марнер / Пер.Н.Л.Емельяновой,— М.; Л.: Гослитиздат, 1959.— 188 с. The complete works; In 10 vol.— London; New York: Postlethwaite, 1908; Middleinarch: A study of provincial life / With an introd. by R. W. Hewitt.— London:Oxford univ. press. 1950.— XVI, 896 p.; The mill on the Floss.— London: Oxford univ.press, 1940.— VII, 608 p.; Silas Marner;The weaver of Ravelor / With introd. andnotes by A. Bell.- M.: Progress, 1977.- XXV. 257 p.

Литература

Ивашева В. У истоков английскогонатурализма.— В кн.: Ивашева В. «Век нынешний и век минувший...», М., 1990, с.341—393; Кондратьев Ю. М. Позднее творчество Джордж Элиот: Роман«Миддлмарч». — Учен. зап. МГПИ им. В. И.Ленина, 1967, № 280, с. 96—124; Кузьмин Б. Творчество Джордж Элиот.— Вкн.: Кузьмин Б. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке..., М., 1977, с. 76—133. Allen W. George Eliot. — New York: Macmillan, 1964. — 192 p.; Haight G. В. George Eliot: A biography. — London: Oxford univ. press, 1968.— 616p.