Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ (GEORGE ORWELL. 19031950)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—литературный псевдоним Эрика Блэра (Blair), романиста, эссеиста и критика-публициста. Родился вИндии; сын английского колониального администратора. В 1905 г. семья переселилась в Англию; будущий Оруэлл учился вИтоне; по окончании школы, в 1922—1927гг., служил в Бирме, в английской полиции. Это пребывание вдали от литературнойжизни Англии законсервировало его вкусы, и он остался на всю жизнь совершенночужд модернистским влияниям. Вернувшись в Англию и намереваясь с писательскимицелями изучить жизнь низов, провел 1928—1929гг. чернорабочим в Париже и Лондоне, о чем и повествуется в его первомсочинении — автобиографических записках«На парижском и лондонском дне» (1933),не имевших никакого успеха, равно как и его следующий роман-мемуар наколониальном материале «Бирманские дни» (1934).Он продолжает искать способы беллетризации социального обличительства в болееили менее сюжетных романах «Дочь священника»(1935) и «Пусть цветет аспидистра»(1936), которые прошли незамеченными в потоке английскойбытописательской прозы 1930-х гг. Оруэлл впервые заявил о себе как писатель сосвоим голосом и индивидуальными убеждениями (по устремлениям социалистическими,но резко расходившимися с заполонившим умы просоветским социализмом каксталинистского, так и троцкистского толка) в документальной книге очерков обезработных и горняках Йоркшира и Ланкашира «Дорога на Виган-Пир» (1937) Однако с левыми кругами, где егоначинают сторониться, Оруэлл не порывает и, готовый доказывать убеждения делом,отправляется добровольцем на Гражданскую войну в Испании и воюет в окопахпереднего края близ Барселоны с декабря 1936-го по июнь 1937 г. Непосредственный опыт участия в боевых действиях ифронтовые наблюдения открывают ему глаза, и он с ужасом осознает, чтоорганизаторы и руководители Гражданской войны, политработники, во всемпослушные указаниям из Москвы, используют испанскую бойню в основном дляприманки и истребления левых со всего мира, в первую очередь, разумеется,троцкистов. Эту страшную правду, которую Оруэлл с яростным пафосом огласил всвоих записках, перемежаемых довольно наивными риторическими обличениями,«Памяти Каталонии» (1938), английскиелевые выслушать не пожелали, и автор был заклеймен как предатель и отступник отдела социализма. Вместе с горсткой подобных ему отщепенцев социалистическогодвижения Оруэлл в конце 1930-х гг. сотрудничает в журнале «Партизан ревью». В 1940—1941 гг. написаны и опубликованы эссе «Вочреве кита» и «Англия, ваша Англия», где Оруэлл призывает соотечественников кборьбе на два фронта — с коричневой икрасной опасностью, а вдобавок и с левым капитулянтством, подстерегающим внутристраны. Во время войны Оруэлл становится сотрудником Би-би-си и всеми силамистремится расширить понятие антифашистской пропаганды, сделать ееантитоталитарной, т е. обоюдоострой, обращенной против тогдашнего союзника Великобритании,о котором даже Черчилль предпочитал высказываться в льстивых тонах. В 1943— 1944 гг., когда все отчетливее возникалвопрос о том, что будет, что ждет мир после победы над Гитлером, Оруэлл пишетсатирическую «животную» сказку «Скотный двор», пародирующую историю революции и советской власти вСССР, причем эта история в обобщенно-типизированном виде предстает какнеизбежная, предрешенная судьба всякой социалистической революции. Посколькуже такая революция казалась общемировой перспективой, постольку антисоветскийпафос Оруэлла приобретал апокалиптический характер; его статьи и выступлениястановились все памфлетнее, мрачнее и тревожнее. Назревал роман-предупреждение(роман — потому что картина страшного иобыденного социалистического будущего, рождающегося в настоящем, должна бытьпредставлена как нельзя более реалистически: первоначально роман предполагалосьназвать «Последний человек в Европе»). Роману, однако, не хватало сюжета:таковым стало открытие-описание воплощенной утопии изнутри и совершающееся помере открытия взаимодействие с нею героя — вернее,антигероя, беспомощного борца с всевластным и вездесущим тоталитаризмом. Борьбаего заведомо безысходна, и кончается она не просто поражением, а полной ибезоговорочной душевной и духовной капитуляцией,переходом на сторону противника. В отличие от утопий Замятина или

Хаксли, Оруэлл пишет книгу не оботдаленном, смутном и помещенном в иную реальность будущем, а о завтрашнейсудьбе англичанина в завтрашней Англии. До нее рукой подать; в это зеркальноебудущее можно вступить, переставив две последние цифры текущего 1948 года. Опубликованный в 1949 г. «1984» стал вместе со «Скотным двором»катехизисом антикоммунизма, и Оруэлл занимает достаточно почетное место в рядуобличителей роковых и неминуемых последствий воплощения социалистической идеи.Джордж Оруэлл был назван «совестью своего поколения».

Произведения

Проза отчаяния и надежды: Роман,сказка, эссе.— Л.: Лениздат, 1990.— 427с.; Скотный двор:

Сказка; эссе; статьи; рецензии / Предисл. и сост. А.Зверева.— М.: Известия, 1989.— 192 с.;«1984» и эссе разных лет / Сост.В. С. Муравьев; Авт. предисл. А.М. Зверев. —М.: Прогресс,1989. — 384 с.Animal farm: 21 impr. — Harlow: Longman, 1989.— 109 p.; The collected essays, journalism and letters: Vol. 1—4.—New York: Harcourt, Brace a. World, 1968;Homage to Catalonia.— San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1980. — 232 p.; Orwell's nineteen eighty-four:Text, sources, criticism / Ed. by 1. Howe. — NewYork: Harcoiirt, Brace a. World, 1963.— 274p.

ЛитератураCalder J. Animal farm and Nineteeneighty-four.— Philadelphia: Open univ. press,1987.— 110 p.; Gardner A. George Orwell.— Boston: Twayne, 1987.— 157 p.; Nineteen eighty-four andapocalyptic imagination in America.— Amsterdam: Free univ. press, 1985.— 230p.