Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУ (GEORGE BERNARD SHAW 18561950)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—крупнейший английский драматург конца XIX —первой половины XX в., общественныйдеятель, выступавший в течение всей своей долгой жизни в защиту демократии икультуры. Шоу по происхождению ирландец. Он родился в семье мелкого служащего,перепробовал множество профессий, прежде чем стал театральным критиком, а затемдраматургом. Интерес к общественным вопросам возник у него чрезвычайно рано.Шоу стал социалистом, членом либерально-реформистского «фабианского общества»,и это не могло нс отразиться на его творчестве. В своих пьесах Шоу выступаеткак мастер интеллектуальной драмы-дискуссии, построенной на острых диалогах,полной парадоксальных ситуаций, разрушающей все традиционные представления отеатре. Его драмы бичуют политическую реакцию, нормативную мораль, лицемерие,ханжество. Шоу был убежденным и активным антифашистом. В 1925 г. писателю была присуждена Нобелевскаяпремия по литературе.

Домавдовца(Widower's houses. 1892)

—драма, относится к циклу так называемых «неприятных пьес». Раскрывая социальнуюобусловленность характеров и отношений. Шоу показывает, как наивны иллюзии о«добрых» богачах. Романтически настроенный молодой человек Тренч влюбляется вдочь приятного и добродушного богача Сарториуса, оказавшегося беспощаднымэксплуататором бедноты, которая ютится в принадлежащих ему трущобах. Тренч ужехочет отказаться от нажитого грязными путями приданого своей невесты и от неесамой, но вдруг узнает, что и его собственное состояние — результат эксплуатации этих же трущоб. Тогда он мирится снеизбежностью «грязных» денег и соглашается пуститься на новые спекуляции вкомпании с Сарториусом.

Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren's profession. 1893)

—также входит в цикл «неприятных пьес». В основу этого произведения положенамысль о «грязных» источниках частных капиталов. Молодая девушка Виви получаетпрекрасное образование, живет обеспеченной жизнью, не интересуясь источникамидоходов своей матери, вполне уважаемой и солидной дамы, госпожи Уоррен.Неожиданно Виви узнает, что ее мать вместе с другом и компаньоном содержитпубличные дома. Виви решает уйти из семьи и жить на собственные заработки. Нокомпаньон госпожи Уоррен цинично доказывает Виви, что богатства, нажитыенаиболее уважаемыми, «честными» капиталистами, благотворителями и т. д.,приобретены не менее грязным путем, чем то, которое обеспечило Виви безбедноесуществование.

Кандида(Candida. 1894)

—пьеса, в которой писатель утверждал превосходство будничных дел надшироковещательными программами преобразования общества. Героиня пьесы — умная и человечная Кандида — оказывается сильнее своего мужа,христианского социалиста по убеждениям и самоуверенного эгоиста в семейнойжизни. Она преодолевает свое чувство к влюбленному в нее поэту-романтикуМарчбэнксу и остается с мужем, которого считает человеком слабым, нуждающимся вее поддержке. В образе отца Кандиды Берджеса Шоу показал грубого буржуа,руководствующегося во всех поступках только соображениями выгоды.

Ученикдьявола(The devil's disciple. 1897)

—пьеса, действие которой относится к XVIIIв.— эпохе борьбы Америки за освобождение и национальное самоутверждение.Обратившись к истории, Шоу высказал в драме сочувствие современным емуосвободительным движениям народов и свои антиимпериалистические настроения.Ричард, прозванный американскими пуританами «учеником дьявола», внешне груб иполностью не соответствует мещанскому представлению о «порядочном человеке». Ивсе же он оказывается храбрым, добрым, способным на жертвы для блага других. Вкакой-то мере излишне горячему Ричарду в пьесе противопоставлен рассудительныйи практичный пастор Андерсон, который сумел возглавить восстание противангличан и спасти Ричарда, приговоренного к казни. «Ученик дьявола» — одна из наиболее психологически глубоких,исполненных тонкой иронии пьес Шоу.

Цезарь и Клеопатра (Caesar andCleopatra. 1910)

— пьеса, вкоторой Шоу хотел разрушить традиционное героико-романтическое представление оЦезаре, превратив его в деловитого, трезвого и расчетливого правителя.Отношения с Клеопатрой ставят Цезаря в несколько смешное положение: этоувлечение стареющего мужчины капризной красавицей,менее всегоотвечающей традиционному представлению о роковой египетской царице.

Изображая героев далекогопрошлого. Шоу вкладывает в их уста множество намеков на события и явлениясовременности, в частности, критикует внешнюю политику Англии, ее колониализм.

Пигмалион(Pygmalion. 1912)

—комедия, в которой Шоу переосмыслил античный миф о Пигмалионе — скульпторе, влюбившемся в созданную имстатую девушки и упросившем богов вдохнуть в нее жизнь. Лингвист Хиггинс взял ксебе в дом бедную цветочницу Элизу, решив привить ей язык и манеры великосветскойледи. Эта затея приводит к комическим, парадоксальным ситуациям. Но врезультате простая девушка по своей внутренней культуре оказывается вышеэгоцентричного скептика Хиггинса, который не сумел увидеть в ней человека,признать ее нравственное превосходство.

Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak house. 1917)

—пьеса, которую сам Шоу назвал «комедией в русском стиле», потому что в нейразвивается «чеховская» тема духовного кризиса интеллигенции. «Дом, гдеразбиваются сердца» — так называетсяособняк, где происходит действие, —принадлежит полубезумному старику капитану Шатоверу, который считает егокораблем. Устами капитана автор предсказывает гибель не только этому дому, но и«большому судну» (западной цивилизации), которое «разобьется в щепы». Все, ктосвязан с этим домом, даже если они раньше и чувствовали почву под ногами,втягиваются в бесцельное, сумбурное существование. В конце концов ГекторХэшэмбай, зять Шатовера, один из наиболее безалаберных обитателей «корабля»,зажигает яркий свет во время налета немецкой авиации; падают бомбы, однакоГектор остается невредимым. Погибают капиталист Менджен и вор, судьбы которыхнамеренно сближаются автором.

Произведения

Полное собрание пьес: В 6 т. /Под ред. А.Аникста и др.— М.: Искусство,1978—1980; Избранные произведения: В 2т. / Вступ. ст. П.Балашова.— М.:Гослитиздат, 1956; Автобиографическиезаметки; Статьи; Письма / Сост.А.Образцовой и Ю. Фридштейна; Послесл. А.Образцовой.— М.: Радуга, 1989.— 496 с.; Новеллы / Послесл. П.Балашова.— М.: Худож. лит., 1971.— 224 с.;

О драме и театре / Сост. и авт. вступ. ст. А.Аникст.— М.:Изд-во иностр. лит., 1963.— 640 с.;

Письма / Пер. И. М. Бернштейн; Сост. и примеч. А.Г.Образцовой.— М.:Наука, 1971.— 338 с.— (Лит. памятники);Пьесы / Вступ. ст., сост. и примеч. 3. Гражданской.— М.: Худож. лит., 1969. — 703 с. — (Б-ка всемирн. лит.). The works: In 30vol. — London: Constable, 1930—1932; The complete plays. — London, 1931.— 1131 р.; Selected works /Предисл. П. Балашова. — М.: For. lang. publ. house, 1958. — 807 p.; The apple cart. — M.: For. lang. publ. house, 1951.— 110 p.; Candida.— London: Constable, 1956.— 126 p.; A fearful champion of the truth / Сост. иавт. вступ. ст. П. Балашов. — М.: Progress, 1977. — 420 р.; Heartbreak house.— In: Shaw G. B.Four plays, M., 1952, с.137—241; Pygmalion.— M.: For. lang. publ. house, 1959.— 152 p., Widowers' houses; Mrs. Warren's profession.— M.:For. lang. publ. house, 1950.— 171 p.

Литература

Балашов П.С. Художественный мирБернарда Шоу.— М.: Худож. лит., 1982.— 326с.; Образцова А. Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX—XX веков. —М.: Наука, 1974.— 390 с.; Ромм А. С.Джордж Бернард Шоу, 1856—1950.— Л.; М.:Искусство, 1965.— 250 с.;

Пирсон X. Бернард Шоу.— М.: Искусство,1972.— 447 с., ил.— (Жизнь в искусстве); Хьюз Э. Бернард Шоу.— 2-е изд.—М.: Мол. гвардия, 1968.— 287 с.— (Жизньзамечат. людей). Brown F. Shawin his time. — London: Nelson, 1965. — 212 p.; Dukore В. F. Bernard Shaw, playwright. — Columbia: Univ. of Missouri press, 1973.— XII, 311 p.; Woodbridge Н. Е. G.B.Shaw: Creative artist.— Carbondale;Edwardsville: Southern Illinois univ. press,1963.— Xll, 171 p.