Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОН СТЕЙНБЕК (JOHN STEINBECK. 19021968)

ЛИТЕРАТУРА США

—значительное явление в литературе XX в.Биография и творческий путь Стейнбека были сложными: художник знал и большиетворческие удачи, и периоды профессионального спада; ему были присущи инеистовый демократизм, и политические заблуждения, которые он отстаивал содинаковым упорством. Родом из малообеспеченной семьи, жившей в небольшомцентре сельскохозяйственного района Калифорнии, Стейнбек в молодости боролсяза то, чтобы получить образование, был батраком, строительным рабочим,лесничим, репортером. Знание жизни фермеров, сельскохозяйственных рабочих,глубокая симпатия к людям труда наполнили большим эмоциональным содержанием,придали особую достоверность ряду его произведений; наиболее важные из них былинаписаны в 1930-е гг.— период экономического кризиса — и отражали подъем рабочего движения в США. Правда, представленияхудожника о том, как достичь освобождения людей от бремени собственническойпсихологии, были довольно смутными. В книге «Квартал Тортилья-Флэт» (1935) носители «свободы» — веселые беспутные бродяги; в «Мышах и людях»(1937) — повести о бродячих батраках — только простая человеческая дружба кажетсяписателю средством преодоления одиночества и беззащитности. Однако уже в этихпроизведениях очевидны демократические симпатии Стейнбека: он антифашист,убежденный противник дискриминации негров. После «Гроздьев гнева», романа,который можно считать вершиной творчества писателя, он в течение ряда лет несоздавал ничего значительного. Во время Второй мировой войны Стейнбек былвоенным корреспондентом и написал повесть «Луна зашла» (1942) — об антифашистской борьбе в оккупированной немцамискандинавской стране (по-видимому, Норвегии). Во время войны вышла книга«Консервный ряд», развивающая мотивы «Тортилья-Флэт». Талант писателя с новойсилой проявился в повести «Жемчужина» (1947)и особенно в романе «Зима тревоги нашей» (1961),где Стейнбек, зрелый художник-психолог, мастер напряженного сюжета, вскрылтрагическую сущность внешне идиллического существования уважаемого гражданинагородка штата Нью-Йорк Итена Хоули и его семьи.

Гроздьягнева(The grapes ofwrath. 1939)

—роман, в основу которого легла драматическая страница истории США. Произведениесоздано по свежим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. В 1937 г. засуха и недород в центральных штатах,усугубившие общий социально-политический кризис в стране, разорили тысячифермеров и сельскохозяйственных рабочих, заставив их сняться с обжитых мест ипуститься в долгий путь до «земли обетованной», какой рисовалась их воображениюКалифорния. Большие массы переселенцев продвигались по Америке с востока назапад, подгоняемые надеждой обрести в Калифорнии новый дом, работу и верныйкусок хлеба. Книга отличается многоплановостью и социально-философскойглубиной в трактовке материала. Главы, живописующие вынужденную «одиссею»семьи полуграмотных фермеров Джоудов, которые преодолевают на своем путинеимоверные трудности, одного за другим теряют родных и в конце концовоказываются под угрозой голодной смерти, чередуются с главками-интерлюдиями,написанными от лица автора и представляющими прямой социальный анализ икомментарий Стейнбека к тому явлению, о котором он повествует. Публицистическийи художественный «пласты» книги в их органическом единстве сообщают романучерты народного эпоса XX в. Величиемдуха, непокорной волей, щедростью помыслов и деяний, глубокой веройв свою правоту, правоту обездоленных, отмечены в этой книге характеры людейтруда и прежде всего — Ма Джоуд, главысемейства, и ее сына Тома. Следуя жизненной правде, писатель не приукрашиваетсвоих героев и показывает их такими, какими их вылепили среда, время, законыобщества: в характерах некоторых из Джоудов и ряда других персонажей авторраспознает черты жестокости, нетерпимости, озлобленности или тупой забитости. Вто же время самим духом своего романа Стейнбек утверждает: главные,определяющие качества людей труда —чувство собственного достоинства, честь, справедливость, ощущение человеческойобщности обездоленных. Сама социальная действительность США, как о томсвидетельствует роман, непрерывно подвергает эти чувства поруганию. Поэтому вдушах героев Стейнбека зреют и наливаются горькой тяжестью гроздья праведногогнева против тех, кто притесняет трудящихся, и под воздействием суровыхиспытаний обостряется классовое сознание трудового народа, который приходит кмысли о необходимости последовательной борьбы за свои права, как приходят к нейМа Джоуд, Том, бродячий проповедник Джим Кейси, связавший свою судьбу снеимущими. Исполненный веры в стойкость и величие человека, проникнутыйцеленаправленным критическим пафосом, роман «Гроздья гнева» стал выдающимсяявлением американской литературы.

Произведения

Собрание сочинений: В 6 т. /Сост., предисл. и общ. ред. С. С. Иванько. —М.: Правда, 1989;

Избранные произведения: В 2 т. /Вступ. ст. С.Батурина.— М.: Худож. лит., 1981;Квартал Тортилья-Флэт / Пер. И.Гуровой;Гроздья гнева; Жемчужина / Пер.Н.Волжиной; Предисл. А.Мулярчика.— М.: Худож. лит., 1977.— 686 с.— (Б-ка всемирн. лит.). The portable Steinbeck / Rev., sel. and introd. by. P. Covici, Jr. — Hannondsworth, Midd'x: Penguin books, 1976. — XL1I, 692 p.; Thegrapes of wrath / Предисл. Г. П. Злобина; Коммент. В. А. Кухаренко. — М.: Progress, 1978. — 529 р.; Travels with Charley in search ofAmerica. —NewYork: Viking press, 1962.— 246 p.; Thewinter of our discontent.—New York: Bantam, 1962.— 298 p.

Литература

Батурин С. С. Джон Стейнбек итрадиции американской литературы.— М.: Худож. лит., 1984.— 349 с.; Федоров А. А. Джон Стейнбек.— М.: Высш. шк., 1965.— 87 с.; Левидова И. Послевоенные книгиДжона Стейнбека.— Вопр. лит., 1962, № 8,с. 122—142. French W.G. John Steinbeck.-New York: Twayne, 1975.- 189 p.; Lisca P. The wide world of John Steinbeck.—New Brunswick:Rutgersuniv. press, 1958.— X, 326 p.; Moore H. The novels of John Steinbeck: A firstcritical study.— 2nd. ed., with acontemporary epilogue.—Port Washington, N. Y.: Kennikat press,1968.— 106 p.