Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОН ОСБОРН (JOHN OSBORNE. 19291994)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—драматург. Начинал карьеру в качестве репортера, затем несколько лет былактером одного из маленьких лондонских театров. В начале 1950-х гг., совместнос Э. Крейтоном, написал несколько пьес, которые не были опубликованы. Егоподлинным дебютом, а вместе с ним рождением английской драмы «новой волны»,стала пьеса «Оглянись во гневе», дата премьеры которой на сцене старинноголондонского театра «Ройял Корт» 8 мая 1956 г. вошла в историю британской сцены какначало принципиально нового театрального летосчисления: на смену традиционнойанглийской салонной мелодраме пришла реальная, неприукрашенная жизнь. Годомпозже там же состоялась премьера пьесы Осборна «Комедиант», главную роль вкоторой сыграл Лоренс Оливье, придавший пьесе масштаб и драматизм, взначительной степени превосходившие авторский замысел. В исторической драме«Лютер» (1961) Осборн вывел героя,высказывающего его собственные суждения и наделенного его верой и идеалами,убежденностью в праве человека на свободную мысль. Еретичество Лютера — вот что привлекло Осборна в этом отдаленномво времени и пространстве человеке, убежденного в собственном праве при любыхобстоятельствах оставаться самим собой. 1960-е гг. принесли драматургу многоудач: «Неподсудное дело» (1965), какполагают многие критики, лучшее его произведение; «Патриот» (1966), «Время— настоящее» и «Отель в Амстердаме» (обе— 1968). Однако эти пьесы отмечены нарастающим ощущением бесплодностимечтаний, бессмысленности всяческих усилий. Отчужденность героев Осборна отобщества приводила к трагическому исходу: общество «поглощало» их, подчинялосебе и в конечном итоге ломало. Сил и желания на бунт становилось все меньше.«Чувство отрешенности» (название пьесы 1973г.) все больше овладевало его персонажами, с особой силой сказавшись в драме скрасноречивым названием «Посмотри, как все рушится» (1975). Под конец жизни Осборн все чаще возвращался памятью кистокам — лично-биографическим инациональным, пытаясь осмыслить их в контексте своей творческой судьбы. Почтиполностью отойдя от театра (за все последние годы вышла лишь одна его пьеса, «Deja vu» (1992),— грустно-ироническая история, героями которой становятся персонажи«Оглянись во гневе» — «тридцать летспустя»), он настойчиво работает над автобиографией, успев закончить два первыхтома: «Человек высшего разряда» (1981) и«Почти джентльмен» (1991). Достойнопродолжив этот традиционный для британской словесности жанр Джон Осборн,бунтарь и ниспровергатель, под конец жизни выступил истинным традиционалистом.

Оглянисьвогневе(Look back in anger. 1956)

—пьеса, ставшая сценическим манифестом умонастроений и чувств не одного Осборна,но ряда английских писателей, заявивших о себе в начале 50-х гг.; послепремьеры осборновской драмы критика стала именовать их «рассерженными молодымилюдьми». Главный герой Джимми Портер, выходец из мещанской среды, недавнийвыпускник «краснокирпичного» (т. е. не элитарного Кембриджа или Оксфорда)университета, был воспринят как символ целого поколения молодых англичан. Всвои двадцать с небольшим лет он уже перепробовал множество профессий — и, от всего отказавшись, остался в замкнутомпространстве своей квартирки, сотрясая воздух бесконечными монологами, стольже яростными, сколь и беспомощными. Монологами, немногочисленными слушателями(и жертвами) которых становятся его единственный друг Клифф, его жена Элисон иего любовница Хелен. Цинизм, внешняя грубость, постоянное состояние озлобленностисочетаются в герое Осборна с чистотой и щемящей незащищенностью. Мечтаяоставить по себе в жизни след, Джимми говорит, что когда-нибудь он создасткнигу «высотой в милю», книгу, написанную «огнем и кровью». Именно так написалсвою знаменитую пьесу Осборн, вложив в образ ее главного героя многое из того,что пережил, понял и перестрадал сам. Впоследствии критики не раз обвинялиОсборна в том, что «Оглянись во гневе», в сущности, мало отличается от тех«хорошо сделанных пьес», что писались и ставились до нее. По форме пьесаОсборна достаточно традиционна, однако заложенная в ней страсть, которой,словно динамитом, начинена каждая фраза, сделало пьесу подлинно новаторской,взбудоражившей и английскую сцену, и зрителей, заполнивших театральные залы.

Произведения

Неподсудное дело / Пер. С. Майзельс. — В кн.: Семь английских пьес, М.,1968, с. 381—471;

Пьесы / Пер. под ред. В.А.Харитонова; Послесл. В. А. Ряполовой. — М.: Искусство, 1978.— 287 с. A better class of person: Anautobiography, 1929—1956.— London; Boston:Faber, 1981.— 285 p.; The entertainer.—London: Faber, 1957.— 89 p.; Inadmissibleevidence.— London: Faber, 1965.— 115 p.; Look back in anger.— London: Faber, 1956.— 96 p.: Luther.— London: Faber, 1961.— 102 p.; Watch it come down.— London:Faber, 1975.— 57 p.

Литература

Ряполова В. Герои Джона Осборна.—В кн.: Вопросы театра, М., 1970, с. 177—196; Шестаков Д. Современная английскаядрама: (Осборновцы). — М.: Высш. шк., 1968.— 91 с. Carter A.John Osborne. — Edinburgh: Oliver a.Boyd, 1969.— 194 p.; Goldstone H. Copingwith vulnerability: The achievement of John Osborne.— Washigton: Univ. press ofAmerica, 1982.— VII, 265 p.; JohnOsborne: «Look back in anger»: A selection of critical essays / Ed. by J. R. Taylor. — London: Macmillan, 1968.— 206p.; Trussler J. The plays of John Osborne: An assessment.— London: Gollancz, 1969.-252 p.