Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОН КИТС (JOHN KEATS. 17951821)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—один из виднейших лириков, классик английской романтической поэзии. Творческийпуть Китса продолжался всего шесть лет. На 25-м году жизни поэт умер оттуберкулеза, осмеянный критикой, неизвестный читателям, терзаемый мыслями онезавершенности своих лучших замыслов. Ныне множество книг и статей посвященыанализу его наследия, умещающемуся в маленьком томике стихотворений и поэм.Отец Китса был конюхом, но, женившись на дочери содержателя конюшни, сдававшеговнаем лошадей, стал довольно состоятельным человеком. Ките получил неплохое потем временам образование. Большое влияние на него оказал один из его учителей — Чарлз Кауден Клар, человек широконачитанный, влюбленный в поэзию. Он ввел своего ученика в литературные круги,научил ценить старых поэтов. С 1810 по 1816 г. Ките изучал медицину, но медицинскойпрактикой заниматься не стал. Еще будучи студентом, он начал писать стихи ирешил посвятить себя исключительно поэзии. В1817 г. вышел первый сборник его стихотворений. В нем Ките проявил себя республиканцем,оппозиционно настроенным к правительству; общественное неравенство,олигархические права и привилегии аристократии и церкви вызывают егонегодование («О мире», 1814; «ПосланиеЧарлзу Каудену Кларку», 1816). В целомстихотворения носят еще ученический, подражательный характер, но в лучших — сонетах «Одиночество» (1815) и «Кузнечик и сверчок»(1816) — уже ощутим зрелый Ките —певец «дивного нового мира» и «поэзии земли». В становлении творческого обликаКитса большую роль сыграли поэты английского Возрождения — Марло, Шекспир, Бен Джонсон, Драйден. Они не только научили еговидеть чувственную красоту мира, но и «открыли» Китсу античность как идеалгармонии и цельности, утраченный в современной поэту действительности. Впервыепосле эпохи Возрождения английская поэзия обрела у Китса богатстворазнообразнейших живых чувственных впечатлений, и первым крупным произведением,в котором отразилось такое мироощущение, стала поэма «Эндимион», написанная насюжет античного мифа о любви богини Луны, Селены, к прекрасному юноше — пастуху Эндимиону. Искания влюбленного вЛуну Эндимиона — это ступени, по которымдолжен пройти поэт, перед тем как ему откроется высшая красота, являющаясяодновременно блаженством и истиной. Назначение красоты, таким образом, заключаетсяв том. чтобы показать страдающему человечеству путь к «радости навеки».Свойственное древним грекам наивное обожествление стихий у Китса выливается вискание красоты последовательно в мире природы, чувства и, наконец, в областидеятельной гуманности. 1818 г. сталпереломным в творческой эволюции поэта —от юношеского радикализма он идет к выработке самостоятельного миросозерцания.Он пробует силы одновременно в сонете, в лирических песенках, в балладе и встихотворных посланиях. Стихи, написанные зимой и весной этого года, отмеченыразнообразием не только форм, но и настроений. Рядом с трагическим сонетом «О,если только оборвется нить...», передающим предчувствие ранней смерти, стоитвеселое, беззаботное стихотворение «Девонширской девушке»; рядом склассическим, шекспировским по форме сонетом, навеянным чтением «Короля Лира»,стоит близкая к фольклорной традиции баллада «Робин Гуд». Такие противоречивыесочетания характерны и для самого крупного произведения этого периода — поэмы «Изабелла, или Горшок с базиликом»(февраль—апрель, 1818), действие которойотодвинуто в прошлое. Средневековый сюжет о любви и убийстве в обработкеБоккаччо представлялся Китсу более благодарным источником, чем егоантипоэтическая современность. Однако новелла Боккаччо получает у Китса иное,типично романтическое воплощение: на первый план выступают логика чувства,перипетии любви, проблемы совести, внутренней жизни героев. Летом 1818 г. Китc совершает путешествие пешком по Шотландии; он восхищаетсякрасотой природы, посвящает вдохновенные строки Р. Бернсу. Шотландскоепутешествие заставило Китса и более пристально приглядеться к общественнойобстановке в стране, что не замедлило сказаться на его творчестве. К этому жевремени относится особенно напряженная травля Китса консервативной английскойкритикой. Нападки в первую очередь касались «Эндимиона». Рецензенты снегодованием писали о стилистических и политических принципах поэта,радикализме его идейных убеждений. Важнейшим произведением этого временистановится поэма «Гиперион». В ней с особенной четкостью воплотилисьполитические взгляды и настроения Китса, которые вылились у него в эстетическуюкритику современности, в построение своего рода «эстетической утопии»,противостоящей реальным формам общественного бытия Ненависть к тирании, кбесчестности правительства и печати, отвращение к власти денег и титулов, кханжеской церковной морали и пошлости вызывают у Китса стремлениепротивопоставить действительности свой поэтический мир. Он пытается примиритьнепримиримые, с его точки зрения, «упоение прекрасным» и гуманистическоеслужение ближним. Древний миф о падении титанов в борьбе с богами-олимпийцами,легший в основу сюжета «Гипериона», используется Китсом для того. чтобыпоставить сложнейшую проблему сути и диалектики исторического прогресса. Поэманосит философско-отвлеченный характер, но в то же время несомненно и ееконкретно-историческое содержание. «Гиперион» стал первым произведением,написанным Китсом в пору его краткого творческогорасцвета, длившегося всего год — ссентября 1818 г. по сентябрь 1819 г. Он пишет поэму «Канун святой Агнессы»,основанную на народном поверий, по которому в канун святой Агнессы девушка,выполнив определенные условия, увидит во сне своего суженого; балладу «La Belle Dame sans Merci» и знаменитые оды: «ОдаПсихее», «Ода праздности», «Ода меланхолии», «Ода греческой вазе», «Одасоловью». Последняя — одна из вершинтворчества Китса. Ее строфы обладают относительной самостоятельностью и в то жевремя связаны единством проходящей через все стихотворения антитезы — страшной действительности и прекрасного воображаемогомира. Единство переживания и мысли, стремительного движения и неожиданных остановок,напряжения чувства и сдержанности выражения, новизны формы и строгой композицииделают эту оду самым полным выражением эстетического кредо зрелого Китса. Летом 1819 г. творчество Китса вступает в последнююфазу развития. Предчувствие смерти, неудовлетворенность прежнимипроизведениями, неверие в возможность создать новые подтачивали его душевные итворческие силы. Печатью кризиса отмечены символическая поэма «Ламия» — о любви юноши к девушке-змее и историческаятрагедия «Отгон Великий». Поэт пытается завершить «Гипериона», народную поэму«Колпак с бубенцами» и трагедию «Король Стефан», но силы — творческие и физические —были уже на исходе. Последним шедевром Китса становится «Ода осени». По словамсамого поэта, в ней проявились «вдумчивая и спокойная сила» отрешенности отличного и скрытая интенсивность переживания. В сентябре 1820 г. состояние здоровья Китса ухудшилось. По совету врачей онуехал в Италию, где провел последний год жизни, но ничего уже больше нс писал.

Произведения

[Поэмы; Стихотворения].— В кн.:Поэзия английского романтизма, М., 1975,с. 527—599; [Поэтические произведения].—В кн.: Шелли П.Б., Ките Дж. Избранная лирика, М., 1981, с. 107—196;

Стихотворения / Изд. подгот. Н.Я.Дьяконова. Э.Л.Линецкая,С.Л. Сухарев.— Л.: Наука, 1986.— 391 с.—(Лит. памятники); Стихотворения и поэмы /Сост., вступ, ст., коммент. И. Шайтанова. — М.:Худож. лит., 1989.- 319 с. Poetical works / Сост. и вступ. ст. В.Рогова.— М.: Progress,1966.— 237 р.

Литература

Дьяконова Н.Я. Китс и егосовременники.— М.: Наука, 1973.— 198 с.;Елистратова А. А. Ките.— В кн.: Елистратова А. А. Наследие английского романтизмаи современность, М., 1960, с. 431—493. Allott М. JohnKeats.— London: Harlow, 1976.— 62 p.;Inglis F. Keats.— London: Evans. 1966.— 159p.; Talbot N. The major poems of J.Keats.— Sydney: Sydney univ. press, 1968.— 108p.