Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОН ДОС ПАССОС (JOHN DOS PASSOS, 18961970)

ЛИТЕРАТУРА США

—писатель, который в 20—30-е гг. по своимвзглядам был близок к рабочему движению. В своих первых произведениях — «Посвящение одного человека — 1917» (1920)и «Три солдата» (1921) — резко выступилпротив империалистической войны. Тогда же начал складываться своеобразный — экспериментальный — стиль писателя, полностью определившийся ковремени написания «Манхэттена» (1925): монтажная подача материала, широкоеиспользование документов эпохи, выбор анонимных героев. Американского читателяпривлекало яркое и яростное отрицание писателем буржуазного миропорядка, однакостойких духовных ценностей, способных выстоять в «механизированном» мире, онне увидел. Единственно доступный писателю пафос был пафосом отрицания. И этанеустойчивость общественной позиции (с одной стороны, глубокое осознаниесоциального зла, а с другой — сомнение втом, что «переходный век может породить что-то стоящее»), скепсис ииндивидуализм привели к резкому снижению художественных достоинств его книг.Роман «Середина века» (1961) явилсяпечальным свидетельством утраты Дос Пассосом своего писательского дара. Этообъясняется тем, что эстетические приемы писателя 20—30-х гг. как нельзя лучше соответствовали его общественномумировоззрению, вырастали из самой сердцевины поднятых им проблем (монтаж,например, давал представление о многообразии мира, о его подвижности). Когда жеДос Пассос отошел от идеалов своей молодости и Америка 50-х гг. сталапредставляться ему «реализованной мечтой», гибкая и живая форма «Манхэттена» и«США» превратилась в мертвую схему.

США: 42-я параллель.1919.Большиеденьги(U. S. A.: The 42-d parallel. 1930.—. 1932.— The big money. 1936)

—трилогия, задуманная как большое эпическое полотно из жизни Америки. Времядействия — начало века и 30-е гг. Каждыйиз романов имеет жесткую стереотипную конструкцию: эпизоды из биографииосновных героев перемежаются «портретами-биографиями» исторических личностей,документальными подборками «Новости дня» и вставками «Камера Обскура» — лирическими авторскими отступлениями,написанными в манере потока сознания. Основных литературных героев,представителей разных социальных слоев общества,— двенадцать. Среди них Джон Уорд Мурхауз— сын железнодорожника, правдами и неправдами пробившийся «наверх»,гибкий и беззастенчивый бизнесмен, наделенный недюжинной энергией ипредприимчивостью; Элинор Стодаарт —художник-декоратор; Мак — выходец изнизов, участник рабочего движения, сторонник ИРМ (Индустриальные рабочиемира); Чарли Андерсон — летчик; РичардЭлсворт Сэведж — адвокат, с легкостьюменяющий свои политические взгляды; Марго Даулинг — кинозвезда; Мери Френч —участница движения протеста против казни Сакко и Ванцетти и др. Сюжета кактакового в романах нет; повествование —фрагментарно, калейдоскопично. Центральная фигура трилогии, несомненно, Д. У.Мурхауз: с ним теснейшим образом сопряжены судьбы многих персонажей. Еслилитературные герои — это как бы живаяплоть повествования, то исторические деятели, чьи портреты-биографии«разбивают» текст, — своего родакариатиды, на которых держится лихорадочная деятельность века. Среди них ЮджинДебс, Билл Хейвуд, Лютер Бербанк, Айседора Дункан, Джон Рид, Теодор Рузвельт.Фон эпохи, ее «шумы» хорошо передают разделы «Новости дня» — отрывки и фрагменты из песен того времени,газетных заголовков, хроники, деловых бумаг и т. п. Вставки «Камера Обскура»вносят личное, авторское начало в книгу; это ее лирическая струя — поток сознания писателя. Выстраивая все этомногоступенчатое здание трилогии, Дос Пассос стремился, по его словам, датьпредставление о новой эпохе — «эпохевнезапных и опасных поворотов»: «Сейчас индустриальный тип жизни приближается кповороту — либо он минует его, либоскатится под откос» Эти «повороты», опасность и подвижность жизни общества XX в., точно прослежены писателем в трилогии«США».

Произведения

Манхэттен / Пер. В.Стенича; Предисл. А.Зверева.— М.: Изд-во им.Сабашниковых, 1992.— 384 с.;

42-я параллель; 1919: Романы /Вступ. ст. Я.Засурского; Послесл. и коммент. И.Кашкина; Примеч. В.Бернацкой.—М.: Прогресс, 1981.— 815 с.— (Б-ка лит.США); Три солдата / Пер. В.А.Азова.— Л.:Госиздат, 1924. - 356 с.

Manhattan.-New York;London: Harper, 1926.- 404 p. Three soldiers.-New York: Doran, 1921.— 433 p.;U. S. A.: 1.The 42-d parallel; 2.Nineteennineteen; 3. The big money.—New York: Harcourt, Brace, 1938. - IX, 561 p.

Литература

Гиленсон Б. А. Трилогия Джона ДосПассоса «США».— В кн.: Гиленсон Б. А. Американская литература 30-х гг. XX века, М.,1974, с. 187—194; Засурский Я. Н.Экспериментальный роман Дос Пассоса.— В кн.: Засурский Я. Н. Американская литература XX века, М.,1966, с. 291-326. Rohrkemper J. John dos Passos: A reference guide.—Boston: Hall, 1980.— XIX, 300 p.; Wrenn J.H. John dos Passos.—New York: Twayne, 1961.— 208 p.