Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОН ГОЛСУОРСИ (JOHN GALSWORTHY. 18671933)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—один из ведущих писателей-реалистов в английской литературе XX в. Сын крупного юриста и сам юрист,Голсуорси оставил эту профессию ради литературной работы. В романах, рассказах,пьесах, эссе Голсуорси ярко и правдиво изобразил лицемерие, эгоизм, снобизм иторжество предрассудка в частной и общественной жизни своих соотечественников.Особенно значительны его произведения, созданные до Первой мировой войны(например, роман «Собственник», 1906). Писательпостоянно работал над совершенствованием своего мастерства, изучал творчествофранцузских и русских реалистов, считал себя учеником Тургенева, Л.Толстого,Чехова. Из его драматических произведений наиболее значительны «Серебрянаякоробка» (1906), «Мертвая хватка» (1920), «Верность» (1922). Признание и слава пришли к Голсуорси при жизни. Он многолет был президентом крупнейшего объединения писателей — Пен-клуба. В 1932 г. емубыла присуждена Нобелевская премия.

Островфарисеев(The island pharisees. 1904)

—роман, где дана острая критика социальной несправедливости, ханжества иаморализма общественной верхушки. Герой романа Дик Шелтон. путешествуя,знакомится с бельгийцем Ферраном и под его влиянием начинает видеть уродливостьжизненных явлений, которые ранее казались ему обычными и естественными.Вернувшись в Англию, Шелтон порывает со своей богатой невестой и ее окружением.

СагаоФорсайтах(The Forsyte saga. 1906—1921)

—вершина творчества Голсуорси. Эта трилогия, как и ее продолжение — «Современная комедия», посвящена историинескольких поколений английской буржуазной семьи Форсайтов. Книга состоит изроманов «Собственник» (1906), «В тисках» (1920) и «Сдается внаем» (1921). Действие «Саги» начинается в 1886 г. и заканчивается в конце 20-х гг. XX в. В первой части трилогии — романе «Собственник» — Голсуорси дает развернутую характеристику многочисленнойфорсайтовской семьи, рисует яркие типы «викторианской» буржуазии с еесобственнической психологией, кастовостью и косным традиционализмом. Страсть,красота и искусство, глубоко чуждые прозаичным Форсайтам, вторгаются в ихсплоченную семью вместе с женой Сомса Форсайта Ирэн и ее другом архитекторомБосини. После смерти Босини Ирэн оставляет мужа— человека, наиболее последовательно воплотившего собственнический«форсайтизм» и в то же время особенно остро ощущающего кризис старой Англии. Втрилогию входят и так называемые «интерлюдии» —новеллы, связывающие ее части. В интерлюдии «Последнее лето Форсайта» (1918) с глубоким психологизмом и тонкостьюописано возвышенное чувство старого Джолиона Форсайта к покинувшей Сомса Ирэн.Эта интерлюдия — один из художественныхшедевров писателя.

Современная комедия(A modern comedy. 1924—1938)

—вторая трилогия о Форсайтах. Состоит из романов «Белая обезьяна» (1924). «Серебряная ложка» (1926), «Лебединая песня» (1928). Действие ее относится к периоду послеПервой мировой войны. Опустошенность молодых Форсайтов и всего послевоенногопоколения буржуазной Англии (Флэр — дочьСомса; ее муж — Майкл Монт; поэт Дезерт идр.), атмосфера всеобщей тревоги и неуверенности, пустая парламентская суета — все это воспроизведено автором. Политическиеметания члена парламента Майкла Монта как нельзя лучше свидетельствуют отупике, в котором оказалась Англия. Его бесплодные попытки бороться сбезработицей, исходя из придуманных им путаных теорий, изображены писателем сглубоким пониманием кризиса буржуазной политической мысли. С глубокимпсихологизмом раскрыты в трилогии чувства и переживания героев. Мучительнаястрасть Флэр к сыну Ирэн Джону, печальная развязка этих отношений — один из лучших эпизодов романа. В концетрилогии Голсуорси идеализирует постаревшего Сомса, в котором он видитвоплощение «добрых старых традиций», и стремится найти жизнестойкое «здоровое»начало в молодом поколении Форсайтов.

Произведения

Собрание сочинений: В 16 т. /Пер. под ред. М.Лорие; Вступ. ст. Д. Жантиевой.— М.: Правда, 1962; Собраниесочинений: В 8 т. / Редкол.: Г.В.Аникин, Г.П.Злобин. М.Ф.Лорие; Вступ. ст. Г.В.Аникина.— М.: Худож. лит., 1983—1987;Конец главы / Вступ. ст. М.Тугушевой. — М.: Правда, 1984.—718 с.; Сага о Форсайтах / Пер.под ред. М.Лорие; Вступ. ст. Д. Жантиевой. —М.: Худож. лит., 1973.— 862 с.— (Б-кавсемирн. лит.); Современная комедия /Пер. под ред. М.Лорие: Вступ. ст Д. Жантиевой.— М.: Худож. лит., 1973.— 766 с.— (Б-ка всемирн. лит.). End of the chapter: In 3 vol. —M.: For. lang. publ. house, 1960; Tenfamous plays. — London: Duckworth, 1949; The Forsyte saga: In 3 vol. /Прсдисл. Д. Г. Жантиевой. — М.: Progress, 1964; The island Pharisees.— London: Heinemann, 1949.— 288 p.; A modern comedy: In 3 vol.— M.: Progress,1976.

Литература

Воропанова М.И. Джон Голсуорси:Очерк жизни и творчества.— Красноярск: Кн. изд-во, 1968.— 547 с.; Дьяконова Н. Джон Голсуорси.— Л.; М.: Искусство, I960.— 132 с.; Дюпре К. Джон Голсуорси:Биография; Пер. с англ. / Послесл. Н. П.Михальской. — М.: Радуга, 1986.— 310 с.;

Тугушева М.П. Джон Голсуорси:Жизнь и творчество.— М.: Наука, 1973.— 176с. Barker D. The man of principle: A view of JohnGalsworthy.— London: Heinemann, 1963.— 240p.; Dupre С. John Galsworthy.— London: Collins, 1976.— 316 p.