Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОН БОЙНТОН ПРИСТЛИ (JOHN BOYNTON PRIESTLEY. 18941984)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—автор более 120 произведений, романист,драматург, эссеист, литературный критик. С его именем связано несколькодесятилетий английской культуры. В интервью по поводу своего семидесятилетияПристли без ложной скромности заявил: «Нет, я не гений, но чертовскиталантлив». Пристли родился в семье школьногоучителя, мать умерла сразу после его рождения. По окончании школы в университетпоступать не стал. В промышленном городке Брэдфорд, где прошли его юные годы,он приобрел первый жизненный опыт: начал пробовать свои силы в журналистике,стал заядлым театралом и поклонником мюзик-холлов. 1914—1919 гг. провел в окопах, получил ранение, которое казалосьему ничтожным по сравнению с «незаживающей раной, которую получил мир». «Всемое поколение было изрублено и изгажено», —сказал он позже. Ненависть к войне, к бездарным политикам прорывается настраницах его романов «Мэр Мирокура» (1930),«Ясный день» (1940), в автобиографическойкниге «Заметки на полях» (1962). Норешение стать писателем пришло к нему после того. как он в 1919 г. поступил в Кембридж и закончил его состепенью бакалавра по истории и литературе. Славу ему принесла тринадцатая посчету книга — роман «Добрые друзья» (1929), в котором писатель декларировал своюприверженность незыблемым, старым, добрым английским традициям. Следующаякнига, «Улица Ангела» (1931), былапринята столь же восторженно. «В отличие от многих современных авторов я всегдаполагал, что романы (и пьесы) должны быть развлекательными. Но это не значит,что мои романы лишь развлечение и ничего больше. В них всегда содержитсябольшая доля социальной критики», —говорил Пристли. Два военных романа — «Затемнениев Грэтли» (1942), «Дневной свет всубботу» (1943) — и послевоенный «Трое вновых костюмах» (1945) написаныхудожником-гуманистом, глубоко озабоченным судьбой нации и культуры. В те жегоды он вел постоянную радиопередачу, писал пьесы, эссе, критические обзоры.Феномен плодовитости и работоспособности Пристли трудно переоценить. В эссе «Уменя было время»онтак формулирует свое отношение к творчеству:«Писательство, бесспорно, должно быть причислено к вредным профессиям; оноизматывает и поглощает тебя без остатка. Часами сидишь один, как паук, и ткешьсвою паутину. Творческий процесс может идти прекрасно, но переносить егорезультаты на бумагу — тяжкий труд».Механизм творческого процесса, равно как и степень необходимости этого занятиявсегда были в центре внимания Пристли. В романе «Дженни Вильерс» (1947) стареющий драматург Мартин Чиверелл,мировая знаменитость и кумир публики, приходит к мысли о тщете искусства, сутькоторого, полагает он. — пошлая игравыдуманных страстей. И лишь долгое, мучительное путешествие в прошлое,знакомство с Дженни Вильерс, талантливой трагедийной актрисой, умершей совсемюной, убеждает его в недолговечности зла, в неизбывности добра. Этот романсимптоматичен и в плане экспериментальных поисков писателя, разрывающегоусловности и узы времени и места действия, переносящего читателя в Зеленуюкомнату — мир мечты и фантазии. Начиная спьесы «Опасный поворот» (1932), Пристлизакрепил за собой реноме драматурга «международного класса». В этой пьесе онотказывается от идиллического воспроизведения действительности, преодолеваярубежи, намеченные Диккенсом, выступает как сатирик, разоблачающий одну изсамых разрушительных черт человеческого сообщества нового времени: фальшь и ее производные — снобизм, лицемерие, эгоизм, притворство. Вэтих проявлениях человеческой натуры Пристли видел не менее разрушительное,деструктивное начало, чем в агрессии, порождающей насилие и войны. Вершинамидраматургического искусства Пристли стали также пьесы «Время и семья Конвей» (1937) и «Визит инспектора» (1947). Устами своего героя Пристли говорит:«Мы живем не в одиночку. Мы члены одной семьи... И если люди не усвоят этогоурока, им... придется познать его в огне и крови». Пристли — блестящий эссеист, мастер этого чистоанглийского жанра, продолжатель традиций Поупа, Дефо, Стерна, Теккерея,Честертона. Среди сборников эссеистики —«Записки из Лилипутии» (1922), «Открытыйдом» (1927), «Раек» (1929), «Заметки на полях» (1962), «Англичане» (1973).

Произведения

Избранныепроизведения: В 2 т. / Сост. Е.Гениевой.— М.: Худож. лит., 1990; Избранное: В 2 т. / Сост., послесл. икоммент. В. Ворсобина. — М.: Искусство, 1987; Избранное/ Сост. Л. М. Завьяловой; Предисл. Н.Анастасьева.— М.: Правда, 1985.— 559 с.; Заметки на полях:Художественная публицистика / Сост.,авт. предисл. и коммент. Е. Ю. Гениева. —М.: Прогресс, 1988. — 467 с.; УлицаАнгела / Пер. М. Е.Абкиной; Предисл. Ю.Кагарлицкого и Р. Померанцевой. — М.:Гослитиздат, 1960. — 502 с. Angel pavement / Авт. послесл. М.Тугушева.— М.: Progress, 1974.— 503 р.; The English.— London: Heinemann, 1973.— 256 p.; Essays of five decades / Sel. and with a pref. by S. Cooper.— London:Heinemann, 1969.— XXI, 311 p.; The goodcompanions.— Harmondsworth: Penguin books,1978.— 618 p.; Jenny Villiers.— London: Heinemann, 1947.— 190 p.; The other place and otherstories.— New York: Harper, 1953.— 265p.; The plays: Vol. 1—2.— London:Heinemann, 1948; Three men in new suits.—London: Heinemann, 1945.— 170 p.

ЛитератураAtkins J. J.B.Priestley: The last ofthe sages.— London: Calder, 1981.— IX, 309p.; Braine J. J.B.Priestley.- London: Waidenfeld a. Nicolson. 1978.- 163 p.