Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЕСАНКА МАКСИМОВИЧ (ДЕСАНКА МАКСИМОВИЋ. 18981992)

ЛИТЕРАТУРА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ

— выдающийся сербский поэт, творчество которой отличаютширота и философская глубина взгляда, высокая художественность, органическаясвязь ее музы с судьбой народа, богатство и щедрость души лирического героя.Дочь сельского учителя, она провела детство и юность в сербской провинции,природа которой, близость к жизни народа, его языку навсегда вошли в сознаниехудожника, став источником поэтического вдохновения. Затем Белградскийуниверситет, Сорбонна, защита магистерской диссертации о Жанне д'Арк (1928),учительство в гимназии. Успех к Максимович пришел сразу, с появлением первогосборника «Стихи» (1924), отмеченного самобытностью и литой формой.Литературными образцами для нее служили сербский эпос, поэты-романтики П.Негош, Б. Радичевич, писатели-реалисты рубежа веков (П. Кочич и др.). У истоковхудожественного мира Максимович — народная песня и поэзия французскогосимволизма. Поэт писала в основном верлибром с нерегулярной рифмой. Ее поэзия30-х гг. наполнена глубоким социальным содержанием. Реалистичность изображения,живой интерес к людским горестям и надеждам, восхищение народным характеромотличают стихотворения «Мои земляки», «Пассажир третьего класса», «Хлеб месят»(сборники «Новые стихотворения», 1936; «Поэт и отчизна», 1946). Строки изшедевра ее патриотической лирики, созданной в годы Второй мировой войны,стихотворения «Кровавая сказка», высечены на мемориальном памятнике жертвам фашизмав Крагуеваце. В послевоенной поэзии Максимович (сборники «Запах земли», 1955;«Пленник снов», 1960; «Говори тихо», 1961) особый успех имела книга «Требуюпомилования: Спор поэта с Законником царя Душана» (1964), появившаяся в период,когда казалось, что наступает закат ее творчества. Прежним мотивам и образам, ккоторым поэт обращалась много лет, придан здесь обобщенный философский инравственный смысл. В этом диалоге поэта с древним сводом законовсредневекового деспота автор раздумывает над проблемами современной морали.Главы, поэтически перелагающие статьи Законника, регламентирующего положениевсех сословий, чередуются с авторскими выступлениями «в защиту тех, кто царюпоперек пути», «в защиту оклеветанных зверей» и т. д. Перекличка веков видитсядиалогом двух моралей: морали, порожденной подавлением личности, и высокойнравственности гуманиста, уважающего самоценность человека. 70—80-е гг. былидля Максимович временем необыкновенной творческой активности (сборники «Нетбольше времени», 1973; «Летопись потомков Перуна» и «Стихи из Норвегии», 1976;«Ничья страна», 1979; «Слово о любви» и «Рубежи памяти», 1983). В книге«Летопись потомков Перуна» поэт, исторически и этнографически достоверновоссоздавая атмосферу жизни балканских народов в эпоху введения тамхристианства, утверждает бессмертие объединяющих людей начал. Военный конфликт— это столкновение старого и нового, а темы войны и мира — это и вечные вопросыдобра и зла, свободы и насилия, преступления и наказания. В стихах Максимовичэтих лет звучат мотивы, свойственные ее лирике: острота чувства времени,быстротечность молодости и счастья, смысл земного бытия, судьба, творчество.Личные утраты определили автобиографичность сборника «Ничья страна». Прощальнаяисповедь 80-летнего человека вырастает в сложную картину мира, созданнуюмужественным художником, плененным красотой и величием жизни. «Нет времени надлинные фразы и долгие разговоры» — строка из программного стихотворенияМаксимович 70-х гг. «Нет больше времени» — словно определяет новые качества еепоэзии: предельную искренность и интимность. В цикле стихов, посвященных памятиблизких, лирическая героиня обращает свой взор к России, которую она искреннелюбит, — это родина умершего мужа. Сборник Максимович, вышедший в год ее85-летия, «Слово о любви», подтвердил удивительную жизнестойкость поэта;художник-романтик, она с особой остротой ощущает таинственность мира инеисчерпаемость жизни. В этот период элегий лирика Максимович пережила новыйвзлет — в 1987 г. вышли два ее сборника: «Бабье лето» и «Фестиваль снов»,составленные из сонетов. В них звучат мотивы стоицизма, лирический герой —внутренне богатая личность, осознавшая неотвратимость и близость конца. Сонетыпрочитываются как дневник воспоминаний о долгой жизни, оборачивающейся однажды летописьюпотерь.

Произведения

Стихотворения / Сост. О. Кутасова; Предисл. В.Огнева. — М.:Худож. лит., 1971. — 389 с.; Избранное / Сост. О. Кутасова; Предисл.С. Раичковича. — М.: Худож. лит.,1977. — 479 с. — (Б-ка югославск.лит.); Слово о любви / Предисл. Н. Кореневской. — М.: Худож. лит., 1988. — 365с. Сабране песме. — 3. изд. у 6 юьига. — Београд: Нолит, 1985. Михољско лето. — Београд: Просвета, 1987. — 95 с.; Сајам речи. — Ваљево: Универзитетска ријеч, 1987. — 87 с.

Литература

Десанка Максимовић: Живот,песме, критике / Припремио М.Блечић. — Београд:Слово љубве, 1978. — 238 с.; Blečič М. Desanka Maksimovič — život praéen pesmom. — Beograd: Delta press, 1978,— 158 s.; Dordevič Lj. Pěsničko děloDesanke Maksimovič. — Beograd: Beogradskog univ., 1973. — 501 s.