Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ГОТФРИД БЕНН (GOTTFRIED BENN. 18861956)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— поэт, публицист. Работал врачом-венерологоми патологоанатомом. Раннее творчество Бенна развивалось в руслеэкспрессионизма, хотя он, скептик по натуре, не разделял восторженногоотношения экспрессионистов к человеку и силе его духа. В стихотворенияхсборников «Морг» (1912) и «Плоть» (1917), полных отвращения к бытию ишокирующих деталей разлагающейся плоти («поэзия трупов»), свойственный лирике«конца века» культ умирания и смерти сочетается с непривычно холодным взглядомотстраненного исследователя. После короткого увлечения идеями национал-социализмаи связанных с этим надежд на «преодоление нигилизма позднебуржуазногодекаданса» (радиовыступление «Новое государство и интеллигенция», 1933) Бенннаходился в состоянии внутренней эмиграции к фашистскому режиму. Очереднойвзлет известности поэта пришелся на послевоенные годы — сборники «Статичныестихи» (1948), «Упоенный поток» (1949), «Дистилляции» (1953) и др. Как ипрежде, он не видит смысла в истории, отвергает рациональное знание,сомневается в силе и высоте человеческого духа, подчеркивает преобладающую рольтемного, бессознательного начала в натуре человека, находя истинный расцветжизненных сил и всепобеждающий зов плоти только в доцивилизованных эпохах, впрасуществовании человечества. Одно из основополагающих свойств его поэзии — статичность,отрицание поступательного движения; его стихи — это по преимуществунатюрморты, фиксации неподвижности, их отличают строгость формы,сконструированность под контролем рассудка; они тяготеют к совершенству стиля(«Стиль выше истины, он несет в себе доказательство существования»). Бенн былодним из немногих поэтов XX в., которые учили искусству имужеству жить «в пустоте», сохранять независимость и цельность своего «я». Непризнавая социально-критической функции искусства, он в то же время верил в егоспасительную миссию, оберегающую «человека творящего» от гнета идеологий ипропагандистских штампов.

Произведения

[Стихотворения].— В кн.:Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977, с. 229—232; [Стихотворения].— В кн.: Изсовременной поэзии ФРГ, вып. 1, М., 1983, с. 60—99; [Стихотворения] / Пер. А.Карельского. - Иностр. лит., 1993, № 1,с.165-169. GesammelteWerke: In 8 Bd. / Hrsg. von D.Wellershoff. -Wiesbaden:Limes, 1960-1968.

Литература

Гугнин А. «Необозримые поля»Готфрида Бенна. — Вопросы лит., 1991, № 7, с. 121 — 132; Павлова Н.Безысходность нигилизма и отчужденное творчество: Готфрид Бенн. — Вопросы лит.,1978, № И, с. 129-148.

Веnn — Wirkunggegen Willen. Dokumente zur Wirkungsgeschichte Benns / Hrsg.von P. U. Hohendahl. —Frankfurta. М.: Athenäum,1971.— 512 S.; Schünemann P. Gottfried Benn.—München: Beck, 1977.— 156 S.;Wellershoff D. Gottfried Benn. Phänotyp dieser Stunde.— München:Deutscher Taschenbuch Verl., 1976.- 202 S.