Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ГИ ДЕ МОПАССАН (GUY DE MAUPASSANT. 18501893)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— родился в Нормандии в обедневшей дворянской семье,окончил лицей в Руане. Во время франко-прусской войны он был призван на военнуюслужбу. До 1880 г. служил чиновником в разных министерствах. В 1870-х гг.Мопассан совершенствовался в литературном мастерстве под руководством Флобера,ставшего его другом и учителем и оказавшего решающее воздействие на формированиеталанта писателя. Флобер ввел его в круг мастеров слова того времени: Золя,братьев Гонкуров, Доде. Тогда же возникла дружба Мопассана с Тургеневым,познакомившим его с русской литературой. Известность пришла к Мопассану споявлением его новеллы «Пышка» (1880), отличавшейся антибуржуазнойнаправленностью и остротой социального анализа. Творчество Мопассанапоследующего десятилетия было необычайно плодотворно. До своей смерти писательопубликовал более пятнадцати сборников новелл, несколько книг путевых очерков,знаменитые романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886),«Пьер и Жан» (1888) и другие произведения. Мопассан вскрыл и продемонстрировалдуховное убожество, пошлость, корыстолюбие и лживую мораль собственника. Длябольшинства его произведений характерны глубина и точность анализа социальнойприроды человеческих отношений. Как ученик Флобера, он всегда отстаивалтребования ясной и точной художественной формы, простоты и выразительностиязыка. Внешняя непритязательность его стиля скрывает огромное мастерство,большую работу над словом, виртуозное владение всеми богатствами французскогоязыка. Рассказы явились значительным вкладом Мопассана в мировую литературу.Его новелла стала средством глубокого познания жизни. Необычайно разнообразныепо тематике и социальной принадлежности персонажей, по типу повествования ижанровым особенностям (история судьбы, воспоминания, письмо, законченнаясценка, размышление и т. п.), новеллы Мопассана отмечены неизменным интересомих автора к человеку. Отдельные факты и эпизоды, на которых строятся рассказы,отражают социальные закономерности, исполнены нравственно-философского смысла.Характеры и психология персонажей переданы через действие, неповторимый складречи, выразительную деталь. Отточенное мастерство новелл Мопассана выражено взаконченности сюжета, резких поворотах действия и неожиданных развязках, острыххарактеристиках, смелых портретных зарисовках. Многообразие новеллистикиМопассана определяется и диапазоном настроений, интонаций — от грустных итрагических до всевозможных оттенков юмора, зачастую переходящего в иронию иязвительный сарказм. Воспевая могущество и красоту земной любви («Лунный свет»,«Счастье»), Мопассан много раз с горечью писал о профанации любви, превращенииее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции — спутникахбрака («Реванш», «Знак», «Иветта»). Его глубоко волновало одиночество людей вобществе, беззащитность «маленького» человека («Одиночество», «Верхом»,«Прогулка»). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Не идеализируясвоих героев, Мопассан показывал, однако, что в их среде можно найти подлиннуючеловечность и чистоту чувств («Папа Симона», «Буатель»). В рассказах офранко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героическиеи патриотические поступки («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»).Писатель изображал не только жадность и невежество деревенских собственников(«Бочонок», «Дьявол»), но и извечную драму крестьянина-бедняка («Отец Амабль»),и трагические судьбы людей, оказавшихся на «дне» жизни («Бродяга», «Нищий», «Впорту»).

Жизнь(Une vie. 1883)

— роман, в которомтема утраченных иллюзий, столкновения романтических мечтаний с грубой ижестокой прозой жизни насыщена глубоким социально-историческим содержанием.Печальная судьба героини романа, чистой и человечной Жанны, девушки издворянской семьи, свидетельствует о нежизнеспособности патриархально-дворянского уклада, егобеспомощности перед напором буржуазного практицизма. Юная Жанна, вступая вжизнь, мечтает о будущем, полном безмятежного счастья. Все вызывает у неевосторг и умиление. Но романтические представления приводят ее к горькимразочарованиям. Одна за другой гибнут ее мечты о единственной и вечной любви, осчастливом браке, о святости семейного очага, наконец — о сыне, от которого онатак много ждала. Жанна приходит к мысли, что «Все в мире лишь страдание, горе,несчастье и смерть». В структуре романа Жанне противопоставлена ее служанкаРозали, женщина простая и здравомыслящая, много натерпевшаяся на своем веку,однако влюбленная в жизнь и знающая ей цену. В финальной фразе романа в словахкрестьянки-труженицы звучит суровый приговор праздному, пустому ипаразитическому существованию.

Милыйдруг(Bel-Ami. 1885)

— самый сильныйсоциально заостренный роман Мопассана, в котором история карьеры заурядногоЖоржа Дюруа, человека аморального и беспринципного, вырастает впамфлетно-сатирическое обличение политических нравов, прессы, всейобщественной жизни Франции. Головокружительный успех Дюруа свидетельствует огосподстве духа продажности во всех сферах общества и о нравственном вырожденииличности в этом бездуховном климате. Вернувшись из колониальной армии в чинеунтер-офицера, Жорж Дюруа становится репортером сомнительной газетки. Вскоре онженится на Мадлене Форестье, так как она богата и будет писать за него статьи,как писала за покойного мужа. Со временем Дюруа становится состоятельнымчеловеком, известным журналистом. Новая ступень на пути вверх — роман сгоспожой Вальтер, женой банкира-миллионера, с помощью которой Дюруа богатеет набиржевых спекуляциях и получает возможность влиять на политическую жизньстраны. Ловко добившись развода, он женится на Сюзанне Вальтер, дочери банкира,и роман заканчивается торжественным венчанием в церкви, открывающем ЖоржуДюруа, богатому, уважаемому, известному литератору, одному из столпов порядка,дорогу к дальнейшим успехам на политическом поприще.

Монт-Ориоль(Mont-Oriol. 1886)

— роман, которыйтакже отличается социально-психологической глубиной. Героиня книги Христиана —женщина, способная на тонкое глубокое чувство, чуждая деляческому практицизмусвоего мужа банкира Андермата и обманувшаяся в любви к себялюбивому сибаритухудожнику Бретиньи. Ловкий и преуспевающий Андермат организует акционерноеобщество для превращения маленького местечка Монт-Ориоль в модный курорт. Чтобысоздать источникам Монт-Ориоля славу целебных, Андермат подкупает не толькоместных, но и парижских врачей, представителей прессы и чиновников. В этом«сражении денег» участвуют и местные сельские богачи, жаждущие урвать от этойавантюры не меньше, чем городские буржуа. Миру наглой и грубой корысти, хищногопредпринимательства противопоставлена Христиана, страдающая и обреченная намучительное одиночество.

Произведения

Собрание сочинений: В 7 т. / Сост. и общ. ред.Н.М.Любимова; Вступ. ст. А. Пузикова. — М.: Правда, 1977; Полное собраниесочинений: В 12 т. / Под общ. ред., со вступ. ст. и коммент. Ю.И.Данилина. —М.: Правда, 1958; Жизнь; Милый друг; Новеллы / Вступ. ст. и примеч. Е.Евниной.— М.: Худож. лит., 1970. — 791 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes: En 15 t. - Paris: Libr. de la France, 1934-1935; Bel-Ami / Предисл. М. Яхонтовой. -3 ed. — M.: Ed. en langues étrang., 1958. — 351 p.; Contes et nouvelles choisies / Сост. и автор предисл. Е М.Евнина. — М.: Progrès, 1976. — 335 p.; Mont-Oriol / Предисл. Т.Крыловой. 3 éd. — M.: Ecole supérieure, 1971. — 311 p.; Une vie,— 2 éd. — M.: Écolesupérieure, 1974. — 206 p.

Литература

Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. — 2-е изд., доп. —М.: Худож. лит., 1968. — 256 с.; Лану А. Мопассан: Пер. с фр. — М.: Мол.гвардия, 1971. — 389 с. — (Жизнь замечат. людей); Толстой Л. Н. Предисловие ксочинениям Ги де Мопассана. — Полн. собр. соч., М., 1951, т. 30, с. 3—24. Dumesnil R. Guy de Maupassant.- Paris: Tallandier, 1947. — 284 p.; Schmidt A.-M. Maupassantpar lui-même. - Paris:Éd. du Seuil, 1968. - 191 p.